Когда новорождённый начинает слышать и видеть: особенности зрения и слуха у грудничка после рождения

Содержание

Особенности слуха у новорожденных

Когда новорожденного забирают домой из родильного отделения, начинается самое интересное время, хотя зачастую и очень сложное. Молодая мама сталкивается с огромной ответственностью, ведь на неё возлагаются забота и уход за малышом. Родителей посещают смутные мысли, когда малыш не реагирует на голос или свет. Они переживают, что ребёнок ничего не слышит и не видит. Однако врачи не советуют тревожиться понапрасну.

Читайте также: Упражнения Комаровского, чтобы научить своего ребенка ползать

На самом деле малыш начинает слышать, находясь в животе у мамы, поэтому рекомендуется с ним разговаривать ещё до рождения. Появившись на свет, кроха уже знает голос мамы. В первый месяц жизни многие родители переживают, что у их ребёнка плохой слух, поскольку он может спокойно спать при включенном телевизоре, его не будят разговоры или громкая музыка. Из-за этого мамы и папы нередко интересуются у врачей, когда новорожденный начинает слышать и видеть.

В природе настолько всё рассчитано, что порой происходят необъяснимые вещи. Маленький человечек, находясь в утробе, за 9 месяцев так привыкает к окружающей его среде, что если бы он после рождения слышал и видел всё наравне со взрослыми, у него случился бы стресс. Из-за этого всё происходит медленно: на протяжении первых недель жизни у малыша постепенно улучшаются слух и зрение.

Как развивается новорожденный

Видимую реакцию в первые дни после рождения малыш проявляет на громкие звуки. Если пошуметь рядом с ним погремушкой, он обязательно покажет свою заинтересованность.

  • Органы зрения и слуха
    может притихнуть и глазками смотреть в сторону, откуда исходит шум;
  • иногда малыш вздрагивает или, наоборот, замирает, как будто прислушивается к звукам;
  • часто детки весело двигают ножками при появлении громкого звука, им он может даже нравиться.

Всё это указывает на то, что с ребёнком всё в порядке, слышит он хорошо. Слух, как правило, проверяется в первые дни после рождения в родильном доме, поэтому молодые мамочки могут спать спокойно и не волноваться. Если новорожденный отреагировал на посторонний звук плачем, тоже не стоит впадать в панику. Скорее всего, он испугался, поскольку очень чувствителен к громким или резким звукам.

Очень важно разговаривать с крохой и петь ему песенки. Не стоит оставлять его в комнате с включенным телевизором, так как постоянный шум вызывает переутомление у ребёнка. Разговаривать необходимо спокойным голосом и избегать криков вблизи малыша. Это очень важно, ведь когда грудничок начинает слышать и видеть, вокруг него должна быть спокойная и умиротворённая обстановка.

«Полностью воспринимать сторонние звуки нормально малыш начинает в трехмесячном возрасте. Он осознанно поворачивает голову в сторону шума и внимательно следит за обстановкой, пытаясь уловить всё, что вокруг него происходит. На этом этапе грудничок полностью распознаёт голос своей мамы.»

Второй и третий месяц жизни ребенка

Зрение у новорожденных
В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.
К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной. Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Во сколько месяцев грудные дети начинают узнавать свою маму?

В связи с особенностями развития слуха и зрения, маленькие детки начинают узнавать мамочку и других членов семьи приблизительно с четвертого месяца жизни. Специалисты считают, что налаживать связь с младенцем следует уже на раннем сроке беременности.

Во сколько месяцев дети узнают маму

Старайтесь чаще разговаривать с ним, читайте сказки, рассказывайте стихи. Малютка запомнит ваш голос и после появления на свет он будет успокаивать грудничка.

Самостоятельная проверка зрения

Проверять зрение самостоятельно родителям и другим людям в домашних условиях не рекомендуется. Осматривать ребенка на предмет имеющихся зрительных заболеваний должен только детский офтальмолог или педиатр. Специалист обращает внимание на цвет склеры. В норме она должна обладать бледно-голубым оттенком. Если склера окрашивается в желтый цвет, это свидетельствует о развитии желтухи и повышенном уровне билирубина.

Зрачок новорожденного при разглядывании источника света должен сужаться. При этом ребенок должен щурится. Яркое освещение способно довести детей до плача и крика.

В некоторых случаях возможно развитие астигматизма, который является физиологической нормой и проходит самостоятельно к 2 годам. Это явление характерно для детей, у которых хрусталик имеет неправильную форму. Естественная линза постепенно сформировывается к 4 годам.

Родители должны обращать внимание на следующие детали:

  1. Размер и положение глазных яблок. Выпячивание органов зрения не является нормой и требует срочной консультации с лечащим врачом.
  2. Постоянное слезотечение или сильная сухость глаз может говорить о травме слезного канала.
  3. Зрачки должны обладать круглой формой и одинаковым размером.
  4. Появление гноя свидетельствует о развитии инфекционно-воспалительных процессов, которые характерны для конъюнктивита.

Посещение врача

Если у детей наблюдаются отклонения, следует обратиться к лечащему врачу. Только специалист может назначить правильное лечение. При самостоятельном осмотре нельзя насильно открывать ребенку глаза. Новорожденного можно перевернуть на живот или привлечь внимание звуками.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.
После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.
Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Читайте также:  Как правильно подмывать новорожденного мальчика

Мир глазами малыша

Как видит новорожденный ребенок
Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение — это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

  • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
  • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
  • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

«Нет ничего интереснее, чем наблюдать за малышом. Ему необходима помощь взрослых, зрение его нужно развивать и делать это следует правильно.»

Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира — слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки — высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше — классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев — красные, с трех — красные и желтые, с полугода — всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, — внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Упражнения для развития зрения

Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  1. Зрение у новорожденного
    Поворачивать голову малыша в разные стороны и разговаривать с ним, улыбаться и смотреть на него. Благодаря этому ребёнок научится фокусировать взгляд на одном предмете. Желательно выполнять это упражнение с игрушкой красного или оранжевого цвета в руках.
  2. До месячного возраста малыш лучше воспринимает посторонние предметы и обстановку, находясь в вертикальном положении. Желательно почаще носить его, чтобы он привыкал к окружающей его обстановке. Лучше не торопиться, прогуливаясь с крохой на руках, дав ему время на изучение ярких предметов.
  3. Подключать игрушки разных цветов. Пусть пока малыш не может их различать, но развитие маленьких детей происходит настолько быстро и незаметно, что пройдёт немного времени и грудничок покажет свою реакцию на новый цвет. Демонстрировать разные цвета нужно через день. Следует начинать с оранжевых или красных предметов, поскольку именно их малыши замечают первыми.
  4. Уже к концу первого месяца дети начинают видеть предметы на расстоянии около метра. Это подходящий возраст для карусели над детской кроваткой. В игре будет нелишним отдалять игрушки, тренируя тем самым зрение новорожденного.

Нормальное развитие новорожденного

Читайте также: Когда ребенок начинает держать голову

Эти несложные упражнения необходимо выполнять ежедневно по несколько раз. Дети очень любят разглядывать лица. Когда новорожденный начинает видеть маму, выражение его лица становится более заинтересованным, он часто улыбается в ответ. Лицо отца для малыша представляет не меньшую заинтересованность. Скорее всего, это происходит из-за бороды или усов, возможно, потому что у мужчин черты лица крупнее и малышу их легче рассмотреть. Эта способность проявляется у деток уже к двум месяцам.

Как привлечь внимание ребенка?

Наладить контакт с новорожденным совсем не трудно. Новорожденному легче сосредоточить взгляд на объекте или предмете, находясь в вертикальном положении. Проще говоря, в позе “столбиком”. Подробнее о том, как правильно держать ребенка столбиком>>>

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

Это интересно! Новорожденный видит не далее 25-30 см. Ровно на таком расстоянии располагается малыш от маминого лица во время кормления грудью.

Во время кормления грудью ребенок и мама смотрят друг на друга, знакомясь и радуясь счастливым мгновениям.

Родителям нужно внимательно смотреть за глазками ребенка. Когда они оказываются широко открытыми нужно поймать взгляд. Наградой за терпение будет счастливая, ни с чем не сравнимая улыбка маленького человечка.

Следите за обстановкой, не допускайте резких и громких звуков, которые могут напугать ребенка. Резкие хлопки, и громкую музыку используйте аккуратно и редко. Подробнее об уходе за новорожденным ребенком>>>

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут  напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и  заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что  лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на “необычную растительность” папы – бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Особенности зрительных навыков у новорожденных

Появляясь на свет, младенцы приобретают способность видеть. Однако из-за полученного шока в процессе рождения, а также из-за незрелости глазных мышц их зрительная функция имеет ряд особенностей:

  1. Появившиеся на свет детки первые несколько суток после рождения видят окружающий мир нечетко и даже в какой-то степени размыто. Причиной этому является сдавливание их головы во время прохождения по родовым путям, а также послеродовая припухлость век и покрасневшие глаза.
  2. В первые дни своей жизни новорожденный просыпается только для того, чтобы поесть. Яркий свет для него очень непривычен, поэтому его глазки быстро устают. В моменты кормления он внимательно смотрит на лицо своей родительницы, стараясь его запомнить.

  3. До 4 месяцев малыш не умеет фокусироваться на предметах. Его взгляд по ним словно скользит, возвращаясь к тому, который вызвал интерес.
  4. Практически у всех новорожденных наблюдается косоглазие, и это нормально. Спустя недолгое время глазные мышцы укрепляются и глазки выравниваются. Если до шести месяцев этого не происходит, ребенка следует показать врачу.
  5. 25 см — именно с такого расстояния кроха может хорошо рассмотреть тот или иной объект. Во время вскармливания приблизительно на таком расстоянии находится лицо матери, которое малыш может изучить и хорошо запомнить.
  6. Карапузу легче всего задержать свой взгляд на заинтересовавшем его предмете в вертикальном положении. Именно так он лучше видит.
Читайте также:  Заболевания, сопровождающиеся нарушением сердечного ритма и проводимости: причины, симптомы, диагностика и методы лечения н

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои. Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда.

Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.

Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Процесс развития слухового восприятия у детей

Развитие слуха не требует никаких сложных занятий или особого инвентаря. Отличный результат приносят самые простые упражнения и игры. У детейпостарше хороший слух обычно соседствует с отличной памятью, развитым воображением, прекрасной логикой и нестандартным подходом к решению задач.

Молодые родители наверняка замечали, что даже новорожденный по-разному реагирует на различные звуки. Так, резкий звонок в дверь или громкий звук телевизора могут испугать кроху, в то время как колыбельная расслабит, поможет успокоиться и быстро заснуть. Это связано с рефлексами ребенка, и часто можно видеть, что при неожиданном громком звуке он может раскидывает ручки и в стороны, а потом сводит назад, это рефлекс Моро.

Развитие ребенка в плане восприятия звуков начинается с умения определять их источник. Примерно с трех месяцев младенец уже начинает поворачивать голову на звук маминого голоса, стараясь улыбнуться. Это подходящее время для покупки мелодичной погремушки, которая поможет крохе не только развить слух, но и отработать хватательный рефлекс. Чтобы помочь малышу освоить звуки, нужно легонько трясти погремушкой с разных сторон, вынуждая ребенка поворачиваться на источник звука.

Еще одним крайне важным методом развития слуха и будущей речи является разговор с ребенком. При звуке голоса в отделах головного мозга младенца закладывается речевая карта родного языка, и постепенно приходит понимание правильного сочетания звуков.

Также для развития способности различать звуки можно использовать различные игровые инструменты — музыкальный молоток, железную банку с фасолью, будильник и т. п. Для начала стоит дать послушать крохе, как звучат эти предметы. После того, как ребенок запомнит звуки, он отворачивается и угадывает, какой предмет издал тот или иной звук.

Уличный шум тоже способен стать своеобразным тренажером для развития слуха: на прогулке обращайте внимание малыша на то, как шелестят листья, сигналят машины, хлопают крыльями голуби.

Конечно, в процессе развития слуха ребенка никак не обойтись без музыкальных игрушек, широко представленных на современном рынке. Там можно встретить детские барабаны, ксилофоны, маракасы, гитары, синтезаторы, мини-рояли и многие другие инструменты. В этом случае не нужно придумывать сложные мелодии, достаточно использовать разные звуки и вместе с ребенком радоваться создаваемому музыкальному шуму.

Также многие дети 2-3 лет и старше любят различные детские песни, поэтому стоит начать собирать им собственную музыкальную коллекцию. При этом не нужно расстраиваться, если малыш не слушается ваших рекомендаций и выбирает что-то свое. Его вкус только формируется, стоит дать ему возможность самостоятельно изучать мир и нарабатывать свои индивидуальные музыкальные предпочтения. Даже если родители не любят классику, малыш может быть в восторге от посещения, например, филармонии. Тем более, что многие музыкальные коллективы имеют в своем репертуаре специальные детские концертные программы.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Проверка
Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

Зрение
В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.
Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.
В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Когда, что и как видят новорожденные?

Младенец начинает познавать окружающий мир сразу после рождения. 90% грудничков видят только расплывчатые формы объектов. Органам зрения необходимо время, чтобы полностью адаптироваться. Из-за низкой приспособленности дети закрывают глаза и часто щурятся, защищая сетчатку от яркого света.

В некоторых случаях детки в 1 час после родов широко открывают глаза, получая информацию о ближайших предметах и людях.

Как видят новорожденные дети?

Педиатры объясняют родителям, как видит новорожденный, и помогают вовремя выявить патологии:

  • в 1 неделю жизни ребенок начинает фокусировать взгляд на предметах в течение 4 секунд;
  • в 2 месяца повышается острота зрения, поэтому наблюдается скольжение взгляда по объектам без остановки;
  • полностью фокус формируется к 4 месяцам.

До полугода груднички скашивают глаза. Это явление обусловлено неспособностью ребенка контролировать оба органа зрения и комбинировать их движение. Поэтому до 6 месяцев жизни нормально, если ребенок после длительного разглядывания новой игрушки внезапно заинтересуется собственной переносицей или скосит 1 глаз на другой предмет.

Что видит новорожденный?

Родителей интересует, что видит новорожденный, когда начинает долго фокусировать взгляд на одной точке. После выхода из родового канала ребенок реагирует только на присутствие источников света. В 1 месяц видят дети только крупные объекты. После этого они могут прослеживать движения больших предметов и родителей. На 12-16 неделе жизни ребенок различает более мелкие игрушки и начинает различать их перемещения. В 6 месяцев младенец узнает лица родственников, отличая их от незнакомцев. В этот период острота зрения прекращает повышаться, зрение полностью адаптируется.

Ребенок и игрушки

На что любит смотреть малыш?

Когда ребенок начинает видеть, наибольший интерес для него представляют лица родителей. Знакомые черты вызывают в детях положительные эмоции, которые в 80% случаев отмечаются у отцов. Такое явление обусловлено, что у мужчин есть борода, усы, крупные линии лица и другие хорошо запоминающиеся признаки. Если произойдут изменения в облике родственников, младенец его не узнает и примет за незнакомца.

Привлекают внимание новорожденных черно-белые рисунки, фотографии высокого качества и геометрические фигуры.

Когда новорожденный начинает видеть?

Когда новорожденный впервые открывает глаза, он обладает периферическим зрением. В результате ребенок видит участки по сторонам от своего тела. Центральные объекты остаются расплывчатыми. Контролировать хрусталик дети учатся в течение 6 месяцев. На 30-36 сутки жизни ребенок останавливает взгляд на объектах, которые сохраняют дистанцию в 30 см от его тела.

Читайте также:  Как выбрать беговел, важные параметры, разновидности, надежные бренды

В утробе матери нет источников света, поэтому глаза эмбриона не различают окружающие его органы и плаценту. Плод реагирует только на яркие лучи, которые могут пробиться через слой кожи и мышц организма матери.

Как наладить контакт?

Чтобы помочь младенцу научиться различать лица, следует воспользоваться несколькими рекомендациями:

  • новорожденные фокусируют взгляд в вертикальном положении и подождать, пока ребенок сконцентрируется;
  • лицо или объект должны находиться в пределах 20-25 см;
  • голос должен быть спокойным и тихим, необходимо улыбаться и активно пользоваться мимикой;
  • игрушки в колыбели должны располагаться в области ног или в боковой части кроватки.

Женщина с новорожденным

Такие действия помогут получить внимание младенца. Начинают слышать новорожденные рано, поэтому высокий тон голоса может спровоцировать негативную реакцию. Когда ребенок начинает узнавать маму или отца, он улыбается или смеется.

Во сколько месяцев младенцы начинают видеть и слышать?

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.

Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, когда ребёнок начинает слышать, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.

Во сколько месяцев младенцы начинают видеть и слышать
Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорожденного?

Чтобы определить, все ли в порядке у малыша со зрением и слухом, необходимо на протяжении некоторого времени за ним понаблюдать. К ситуациям, когда кроху нужно показать отоларингологу или офтальмологу, относятся следующие:

  1. ребенку исполнился месяц, а он не проявляет ни малейшего интереса к движущимся крупным объектам, не реагирует на громкий шум и яркий свет;
  2. в 4 месяца младенец не узнает маму, ежедневно ухаживающую за ним, а также не реагирует на шум и не повторяет отдельные звуки;
  3. к 5 месяцам не тянется за игрушкой, не рассматривает предметы в своих руках, не лепечет и не гулит;
  4. в 7 месяцев ребенок не говорит слово «мама», не играет с игрушками, не интересуется окружающим его миром;
  5. достигнув одного года, малыш не осуществляет попытки сориентироваться в пространстве, не играет с игрушками, не говорит простых слов, не реагирует на источник шума или света.

Стадии развития после рождения

Зрение и слух формируются постепенно, проходя различные этапы развития. После рождения ребенок не воспринимает объемные предметы и не запоминает тон голоса. Он реагирует только на простые раздражители:

  • источники света и шума;
  • крупные размеры предметов.

Младенец не отмечает различия в цвете.

Новорожденный ребенок

Новорожденный

Зрение фрагментировано, из-за чего младенец видит только отдельные образы и изображения. После зрение узкое, поэтому ребенок не наблюдает мелких вещей, располагающихся по бокам от тела. Новорожденный различает 2 объекта, если показать ему только один. Изображение, получаемое от обоих глаз, не комбинируется в один рисунок.

Ребенок реагирует на яркие источники света, плачет и кричит. Он слышит голоса людей, которые кажутся ему громкими. Любые звуки раздражают нежный слух.

3 недели после рождения

Ребенок адаптируется к окружающему миру. На данном этапе развития он не различает цвета и интонации в голосе. Дети постоянно щурятся, пытаясь привыкнуть к освещению. Они видят объекты в двухмерной плоскости. Наблюдается дальнозоркость, поэтому младенец не различает объекты на расстоянии 40 см.

1 месяц

Младенец учится отличать белые и темные оттенки, реагирует на отсутствие или наличие световых источников. Объекты воспринимают расплывчато, одной цветовой гаммы. На 30 сутки острота зрения усиливается в 2 раза. Взгляд скользит по поверхности объектов. Ребенок учится распознавать интонацию в голосе.

2 месяца

Дети начинают видеть предметы на расстоянии до 80 см. Их интересуют крупные объекты однородного оттенка, на которых можно сконцентрироваться. При этом предметы не должны двигаться.

3 месяца

На 12 неделе жизни ребенка интересуют простые геометрические узоры. Дети разглядывают лица, но не запоминают увиденное. Груднички начинают следить за движущимися объектами.

4-5 месяцев

В это время ребенок начинает различать расстояние между объектами. Он фокусирует взгляд как на близких, так и на дальних предметах. Активно развивается боковое зрение. Если дети фиксируют движение на периферии зрительного поля, они поворачиваются в сторону перемещающегося человека или объекта.

Младенец различает красные и желтые цвета, но не различает оттенки по их глубине.

Благодаря развитию зрительной памяти ребенок запоминает эмоции на лицах родителей, их жесты и одежду.

6 месяцев

Бинокулярное зрение позволяет складывать видимое изображение обоих глаз в единое целое. Помимо боковых объектов, дети хорошо различают предметы, располагающиеся перед ними. Ребенок хорошо контролирует хрусталик, его привлекают яркие оттенки и глубина цвета. Контрастные изображения и сложные рисунки дети рассматривают длительное время.

Ребенок смотрит на погремушку

7 месяцев и старше

В этот период активно развивается память, поэтому ребенок активно реагирует на свое имя. Грудные дети способны связать название объекта с его визуальной формой. Младенцы начинают видеть четко, острота зрения прекращает меняться. Глаза полностью сформировываются и должны полностью передавать визуальную информацию.

Возможные проблемы у новорожденных

Разобравшись, со скольки месяцев дети начинают видеть и слышать, выясним, какие проблемы могут возникнуть на этом этапе. Чаще всего различные нарушения со стороны слуха могут возникнуть у малышей при тяжелых родах. Вызвать тугоухость или глухоту могут такие провоцирующие факторы:

  • Перенесение краснухи или кори беременной.
  • Курение или алкоголь во время вынашивания младенца.
  • Прием некоторых медикаментов женщиной в положении (антибиотики и другие сильнодействующие средства).

Насторожить родителей должны такие признаки, как отсутствие смены мимики и беспокойства у малыша при громких звуках, отсутствие реакции у младенца, если вы зовете его по имени (после 12 месяцев). Волноваться также стоит, если в 4 месяца малютка не реагирует на голоса взрослых и музыкальные игрушки. На наличие различных заболеваний ушей может указывать такой признак, как дерганье себя за ушки.

Возможные проблемы

Проблемы со зрением могут наблюдаться у грудничка, если его мама в период беременности перенесла краснуху, токсоплазмоз или другие болезни. Приблизительно с 4 недели жизни младенец должен уметь фокусировать свой взгляд на предметах на несколько секунд, водить глазками за движущимися предметами. Проверить этот навык можно следующим образом:

  • Закройте крохе один глазик, поводите яркой игрушкой, он должен следить за ней.
  • После этого закройте другой глазик и повторите процедуру.
  • Если малютка не реагирует, следует показать его специалисту.

До 6 месяцев многие дети косят. Это считается вполне нормальным явлением. Бить тревогу следует в том случае, если косоглазие сохраняется после полугодовалого возраста. Этот симптом ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. При отсутствии адекватного лечения косоглазие может привести даже к слепоте.

Частые проблемы

Если родителям кажется, что развитие слуха и зрения не соответствует норме, не стоит обратиться к специалисту. Своевременная диагностика и лечение многих заболеваний на ранних этапах позволяет вылечить те или иные патологии без последствий для здоровья ребенка.

Источники

  • https://VsePosleRodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/rebyonok-nachinaet-slyshat-i-videt
  • https://www.DetskoeZrenie.ru/roditelyam/besedy-s-vrachom/etapy-razvitiya-zreniya-u-novorozhdennyh/
  • https://www.ochkov.net/informaciya/stati/zrenie-u-novorozhdennyh.htm
  • https://malishzdorov.com/kogda-deti-nachinayut-videt-i-slyshat/
  • https://medru.su/health/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-slyshat-i-videt.html
  • https://o-krohe.ru/novorozhdennyj/kogda-nachinaet-slyshat-i-videt/
  • https://uroki4mam.ru/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt
  • https://nutrilak.com/article/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-i-slyshat/
  • https://RosMedPlus.ru/diagnostika/normy-razvitiya/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt.html
  • https://MedAboutMe.ru/articles/kak_razvivaetsya_slukhovoe_vospriyatiya_u_malysha_ot_rozhdeniya_i_do_3_let/
  • https://kroha.info/razvitie/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-i-slyshat

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию