Ребенок ругается матом: что же делать родителям

Содержание

Ребенок 2-3 лет ругается матом

Как бы не было печально, но в этом возрасте ругательства ребенка – результат «трудов» ближайших родственников. Мы можем даже не заметить, как какое-то особенно неприличное словечко вылетело из наших уст, а ребенок его впитал и что самое ужасное, запомнил! А когда он его скажет всего лишь вопрос времени. На этапе формирования речи ребенок очень хорошо запоминает все то, что говорят мама или папа. Так устроен наш мозг, так формируется наш словарный запас.

И даже, если матерные слова не присутствуют в вашей жизни постоянно, это не значит, что, уронив себе на ногу тяжелую табуретку, папа просто тихо ойкнет. Все мы знаем прекрасный анекдот на эту тему.

анекдот про папу

А потом ребенок идет в детский сад, и там уже очень сложно с точностью до 100% выяснить Маша научила Петю плохому слову или все-таки Петя Машу. Поэтому оставьте выяснения, займитесь устранением проблемы.

В 2-3 года ребенок еще точно не осознает смысл плохих слов, не понимает их значения. Они просто наблюдают за реакцией взрослых. И, если это будет громкое возмущение или того хуже смех, поощряющий повторять и радовать родителей дальше, ничего хорошего не случится. Ребенок будет снова и снова повторять слово, которое привлекает к нему внимание. Это как кнопка, которой он включает свою маму или папу, заставляя реагировать на свое присутствие. Стало скучно, а мама не хочет со мной поиграть? Отлично! У меня есть волшебное слово, которое приводит ее в действие. Папа пришел с работы и не играет со мной в машинки? Супер! Открываем ротик и говорим то словечко, после которого папа в тонусе целый вечер.

Умейте отличить плохое поведение и некультурное. Если ребенок ругается матом – это некультурно, но ничего плохого он не сделал. Он лишь произнес не совсем понятное для него словосочетание.

Как отучить ребенка ругаться матом

Самое правильное – игнорирование. Сделайте вид, что вы не услышали то, что он сказал. В таком возрасте это оптимальный вариант. Переключите внимание на что-то другое, отвлеките. И начинайте с особой тщательностью следить за своими речевыми оборотами. Ребенок не должен слышать ни слова, ни полслова из ненормативной лексики.

Это должно сработать. Не получилось и ребенок снова ругается матом? Спокойно объясните ему, что такое слово это «фу, как некрасиво». Если ваш ребенок услышал плохое слово на улице и вы видите, что он не пропустил его мимо ушей, а наверняка запомнил, скажите так же спокойно: «Как некрасиво мальчик разговаривает, такие слова нельзя говорить, ему должно быть стыдно»

Другие причины брани

Не всегда дети начинают материться в силу возраста – есть и более глубинные психологические причины.

  • Неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Здесь ругательства воспринимаются ребенком как способ самоутверждения, повышения своего авторитета среди окружающих.
  • Если ребенок робок и застенчив, нецензурная брань может выглядеть для него способом борьбы со страхом перед трудностями, возможностью доказать свою самостоятельность и могущество.
  • Ребенок не умеет адекватно выражать сильные отрицательные эмоции (гнев, обиду, злость, сильное разочарование). Ругань помогает получить психологическую разрядку в таких случаях.
  • Малыш просто копирует лексику родителей. Если дома взрослые не «фильтруют» свою речь, ребенок имеет перед собой именно такой ее образец. Даже случайно брошенная нецензурная фраза в семье, где «никогда ничего такого», будет услышана и моментально вписана в детский активный словарь. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» – об этом всегда нужно помнить.

Не оставляйте детский мат без внимания. Игнорирование приведет к тому, что ребенок решит: сквернословие ему дозволено, плохого в этом нет. И перестанет стесняться в выражениях вообще, совершенствуя свой навык.

Взрослый зажимает рот девочке

Дошкольник ругается матом: что делать

Чем старше становится ребенок, тем сложнее отучить его от привычки ругаться плохими словами. Он начинает понимать смысл этих слов, вставляет их в нужном месте, с нужной интонацией и уже точно знает, что это плохо. Теперь не только семья формирует его словарный запас. Его границы общения расширяются, он идет в сад.

Поговорите с ребенком, объясните ему, что такие слова недопустимы. И попробуйте понять для чего ребенок их использует? Может быть он пытается подражать старшим, может быть ему хочется больше внимания и таким образом он его к себе привлекает. Девочкам можно привести в пример принцесс, мальчикам супер — героев. Наверняка у вашего ребенка есть любимый герой мультфильма или кино. И ведь ни один из этих персонажей не говорит плохих слов.

И всё так же помним, ругать и наказывать за плохие слова бессмысленно. Это не приведет к тому, что ребенок их забудет и перестанет употреблять. Он просто будет говорить их там, где вы не услышите. О вреде наказаний можно прочитать в моей статье «Как наказать ребенка».

ребенок не виноват

Как отучить детей младшего школьного возраста от мата

Часто родители совершают ошибку, наказывая ребенка за выражение матом, или излишне набрасываясь на него с критикой: в кого ты такой пошел, где можно такого нахвататься и т.д. Поведение такого рода только заставит усугубить проблему, и если дети начнут понимать, что важно чтобы мамы и папы не слышали их ругань, они просто будут скрывать это от них, но продолжать матерится в других ситуациях. Как потом неприятно выслушивать родителям от педагогов и других пап и мам, что их чадо выговаривает такие словечки, что «уши вянут». Что советуют предпринять специалисты, педагоги и детские психологи:

  • В таком возрасте у ребенка формируется психика, образ, или прототип, примером которого может быть кто и что угодно. Папы и мамы просто обязаны проявить максимум усилий в поиске ценностей исключающие матерную лексику. Хобби, занятие спортом, интеллектуальные викторины, частые прогулки за город: важно чтобы родители как можно больше находились с детьми рядом.rebenok-rugaetsya-matom-chto-delat.jpg
  • В процессе общения, исключая поучительные тональности, прояснить ребенку разницу между нормальной разговорной речью и матерщиной.
  • В случае, если ребенок поинтересуется почему его родители, пусть и изредка, но все же позволяют в своих выражениях крепкое словцо не нужно уходить от разговора. Требуется обязательно извиниться, и всем видом дать понять, что они чувствуют неловкость и неудобство. Ребенок сделает вывод, что это еще и стыдно: быть бескультурным и невеждой.

Если дети начинают интересоваться происхождением любых непонятных для них слов, родители должны набраться терпения и объяснять. А в качестве примера нужно вспомнить интересный факт, о том, к чему может привести элементарные незнания.

В сказке «Старик Хоттабыч» мальчик Алеша назвал дедушку-джина балдой, а когда волшебник спросил, что значит это слово, он дал неправильное объяснение словоформе. В результате сам Алеша из сказки стал посмешищем среди своих сверстников, ведь дедушка-джин из самых лучших побуждений стал величать его балдой.

Чего нельзя делать родителям?

  • Использовать жёсткие запреты и грубость в ответ;

Нельзя затыкать ребёнка: «Да как ты смеешь!», «Чтобы я больше такого не слышала!» и т. д. Авторитет свой этим вы не поднимете, а вот страх у малыша может закрепиться, особенно, если матерные слова он произнёс неосознанно.

О том, как повысить материнский авторитет и свести к минимуму капризы ребенка, смотрите в интернет-курсе Мама-главная!>>>

  • Применять физические наказания (в том числе, шлёпанье по губам): они могут привести к появлению различных комплексов у ребёнка, вплоть до заикания;
  • Ругать малыша за мат, говоря, что детям плохие слова употреблять нельзя, но продолжая использовать их в собственном («взрослом») лексиконе;

Ребёнок в таком случае делает вывод, что нецензурные выражения – это признак взрослости, надо говорить их чаще – тогда быстрее можно вырасти.

  • Реагировать смехом. Это верный признак того, что вы поощряете поведение малыша и, скорее всего, ему вновь захочется вас повеселить;
  • Критиковать детей, в присутствии других людей. Публичное осуждение всегда вызывает множество негативных эмоций, не принося нужного эффекта.

Как добиться, чтобы ребенок не ругался нецензурными словами

Чтобы добиться успеха в столь непростом деле, необходима специальная родительская тактика. Проще всего отучить от матерщинной брани 2-3- летнего сквернослова. Не надо делать трагедии, если малыш вдруг произнес нехорошее слово. Случайно услышав, запомнив и повторив какое-то бранное выражение, он в силу своей детской памяти через самое короткое время о нем забудет. А вот если в его присутствии повторить это слово несколько раз, то тогда наверняка он его прочно запомнит, слово войдет в его обыденный лексикон, и в этом случае искоренить его будет намного труднее.

Читайте также:  Научить ребенка кататься на роликах: рекомендации и упражнения

К детям, чей возраст старше, применима несколько иная тактика. Здесь желательно придерживаться следующих неукоснительных правил:

  • Если матерится ребенок дошкольного возраста, нужно постараться объяснить ему, что бывают хорошие слова, а бывают – плохие. С помощью хороших слов общаются хорошие люди, а с помощью плохих – плохие. Мама и папа малыша всегда говорят хорошими словами и никогда – плохими. Если их сын (или дочь) будут произносить плохие слова, то мама и папа очень огорчатся и даже – заболеют. Другие люди, услышавшие, как сын (или дочь) ругаются, также могут огорчиться и заболеть. К этому можно добавить, что и сам ребенок в случае употребления плохих слов также может заболеть;
  • В том случае, если нецензурно изъясняется школьник доподросткового возраста, необходимо помочь ему сформировать здоровую самооценку. Такому любителю матерщины нужно объяснить, что брань не делает человека личностью. Если ребенок хочет формироваться как личность, то он может попробовать себя в спорте, в искусстве, в науке и прочих полезных сферах человеческой деятельности;
  • Чтобы отучить от брани подростка, полезно привести ему в пример некий авторитет. Именно в подростковом возрасте дети обычно решают, «делать жизнь с кого», и потому с охотой могут брать пример с кого-то, кто может быть для них образцом для подражания. Идеальный вариант – если таким авторитетом могут быть сами родители;
  • В любом возрасте не надо оставлять ребенка в одиночестве. У всякого нормального человека одиночество вызывает страх, растерянность и неуверенность, попытаться избавиться от которых проще всего посредством матерщины. Когда родители всегда находятся рядом со своими детьми, то в этом случае у детей возникает намного меньше желания употреблять нецензурные слова;
  • Родителям всегда нужно знать, с кем общаются их дети. Конечно, подбирать им друзей по собственному, родительскому вкусу – это не выход. Всякий ребенок – личность, и потому у него могут и обязаны быть свои пристрастия и право выбирать себе друзей. Однако корректировать круг общения своего ребенка родители не только вправе, но и обязаны. Возможно, кого-то из знакомых своего сына или дочери лучше будет деликатно удалить, а кого-то, наоборот, пригласить к ребенку в гости. Полезно будет, если время от времени родители будут общаться с теми, с кем водит дружбу их дочь или сын;
  • Одно из самых важных правил – научить ребенка правильно и адекватно выражать свои эмоции – как положительные, так и отрицательные, стараясь при этом объяснить, что брань – это вовсе не выражение эмоций, а нечто гораздо более постыдное и скверное;
  • Всякий раз, как малыш употребил бранное слово, нужно дать ему понять, что сквернословие не красит человека. При этом родителям необходимо как можно громче извиниться перед посторонними за ругательство, произнесенное их сыном или дочерью, чтобы ребенок мог понять и осознать, что отцу или матери за него стыдно. Кроме того, полезно предупредить юного сквернослова, что хотя родители его и любят, однако до тех пор, пока он не прекратит нецензурно ругаться, они не смогут его взять с собой ни в какое приличное место;
  • Необходимо принимать меры к тому, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор. Кроме того, важно знать, по каким именно сайтам в интернете любит путешествовать их отпрыск. И если эти сайты – предосудительного или сомнительного содержания, то надо деликатно и вместе с тем настойчиво убедить сына или дочь посещать другие сайты, с более полезным содержанием.

Совет детского психолога: как отучить ребенка от плохих слов

Как родителям отучить ребёнка от пагубной привычки

Родители, услышавшие матерные слова от своего чада, часто не знают, как правильно себя вести. Решать эту проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком.

Действенные методы в зависимости от возраста

Прежде всего родители сами должны контролировать себя — не допускать в речи матерных слов. Если же взрослые продолжают активно ругаться, но от ребёнка требуют только правильной речи, то это просто ханжество, сын или дочь прекрасно понимает такое лицемерие.

Далее нужно исходить из возраста ребёнка и причины, по которой он нецензурно выражается.

2–4 года

Если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво, такие меры вызовут лишь повышенный интерес к плохим словам. Здесь нужна другая тактика — акцент лучше перенести на кого-то другого: «Ой, слышишь, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно маме!». Дело в том, что малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение, внешние примеры.

4–5 лет

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

  1. Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, пьяниц, наркоманов и пр.
  2. Слова-паразиты делают нашу речь некрасивой, обижают других людей («ведь ты обидишься, если тебя ударят, так же обижаются и на плохие слова»).Мама с ребёнком смотрят друг на друга

    С четырёх лет с малышом уже можно проводить разъяснительные беседы о пагубности матерных слов

  3. Нецензурные слова можно сравнить с дурной привычкой (ковыряться в носу, показывать язык). «Мама хочет гордиться своим сыном (дочкой), а не расстраиваться из-за его плохой привычки».
  4. Малыши такого возраста верят в сказки, реальность волшебных героев. Можно сообщить, что прилетала фея, которая очень расстроилась, что ребёнок знает такие «грязные» слова. Но от них можно избавиться — мама напишет слова на бумажке, а потом её можно вместе сжечь или закопать.Грустный эльф

    Можно придумать историю про сказочного героя (например, эльфа или фею), который прилетал и расстроился, услышав плохие слова

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих.

Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

6–9 лет (начало школы)

Задача родителей — дать ребёнку понять, что они считают его довольно взрослым, показать, что есть и другие способы (кроме нецензурной брани) проявить свою самостоятельность. Пусть сын или дочь участвует в составлении списка покупок, подборе мебели, выборе подарков близким, помогает по дому и пр.

Мама с сыном делают покупки в супермаркете, мальчик пылесосит комнату

Задача родителей — показать младшему школьнику, что они уважают его самостоятельность, считают достаточно взрослым

Также нужно мягко проводить разъяснительные беседы (но без нотаций). Кроме того, следует незаметно отслеживать, с кем школьник общается в соцсетях, каким контентом интересуется.

Подросток

В ситуации с подростком следует проявить особую деликатность. Взрослые должны помочь ребёнку самоутверждаться другими способами: успешная учёба в школе (ни в коем случае не требовать быть отличником, а, например, уделить повышенное внимание определённым предметам) творчество, спортивные достижения.

Опять-таки желательно проводить с сыном или дочерью больше времени, беседовать, смотреть вместе хорошие фильмы. При этом нельзя отрицать кумиров тинейджеров, их увлечения.

Если подросток употребляет мат дома, например, во время ссоры, естественно, нужно пресекать это, но опять-таки деликатно, не устраивая скандал: «Ты хотел сказать, что недоволен? Говори это другими, нормальными словами. А такие мне слышать неприятно». При этом неприемлемо бросаться фразами типа «Ты бессовестный, грубый, мне стыдно за тебя!».

Мама смотрит на расстроенного сына-подростка

Если подросток употребляет дома матерные слова, нужно пресекать это, но деликатно

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

  1. Использовать меры физического воздействия (бить по губам, угрожать мытьем рта с мылом, заклеивать рот и пр.). Это только нанесёт малышу психическую травму, а более старшего ребёнка озлобит.У мальчика заклеен рот скотчем

    Недопустимы меры физического воздействия в ответ на мат (бить малыша по губам, заклеивать рот, заставлять есть мыло) — это не решит проблему

  2. В наказание лишать ребёнка прогулки, игр и пр.
  3. Не аргументировать свою позицию, просьбу, употреблять фразы типа «Я сказал нельзя, значит — нельзя!».
  4. Ругать ребёнка за мат в присутствии чужих людей, прилюдно стыдить его. Это чревато серьёзными психологическими проблемами. Такие вопросы решаются только дома или наедине.
  5. Акцентировать излишнее внимание на самом первом употреблении матерного слова. Если ребёнок маленький, возможно, он просто повторил услышанное и быстро его забудет.
  6. Устраивать допрос с пристрастием («Это кто тебя научил?»). Ведь возможно, малыш и сам не помнит, от кого услышал это слово. Но вот после таких родительских мер он точно его запомнит надолго.Мама ругает маленькую дочь

    Не нужно устраивать допросы с пристрастием, допытываться, кто научил малыша плохому слову

  7. Устраивать истерику из-за единичных случаев. Например, школьник упал с велосипеда и выругался от боли (при этом он обычно не употребляет нецензурных слов).
  8. Ограждать от общения со сверстниками (ведь они матерятся). Это ни к чему не приведёт: ребёнок просто может стать изгоем.
  9. Преувеличивать ужасность мата, делать обобщения, что ребёнок в целом плохой.
Читайте также:  Когда ребенок начинает улыбаться

Школьники и мат

Вспоминаем свое детство. Как нам хотелось поскорее стать взрослыми. Как мы пытались подражать старшим в одежде, в манерах, в разговорах. Да, это было нелепо, но ведь было же. И это сейчас мы понимаем насколько смешными мы были. А тогда мы думали, что, сказав что-то неприличное и непристойное взрослеем прямо на глазах.

Школьникам уже важно не только одобрение мамы и папы, им важно одобрение тех, с кем они ежедневно общаются. Им важно быть похожими на своих кумиров. А какие сейчас кумиры у молодежи мы с вами хорошо знаем. Не думала, что когда-нибудь буду говорить или писать подобное, но в наше время все же отрицательных героев у молодежи было поменьше. Но надо учиться жить в новых реалиях.

Будет очень хорошо, если вы будете интересоваться что смотрит ваш ребенок, какую музыку он слушает, о чем говорит с одноклассниками и друзьями. Я не призываю вас следить и день и ночь за своим чадом, но просматривать ленты в его соцсетях, читать его комментарии, разговаривать с ребенком, уделять ему свое время – это необходимый минимум.

Научитесь не просто критиковать певцов и блогеров, которыми восхищается ребенок, но объяснять почему тот или иной персонаж не совсем попадает под определение кумира, на которого можно равняться. Если ваш ребенок фанат рэп-исполнителя, композиции которого пестрят матом, спросите у ребенка, а можно ли написать такую же песню, с тем же смыслом, но заменить мат на другие слова.

Почему блогер позволяет себе сквернословие в текстах и видео? Может быть он глубоко несчастный человек и таким образом выражает свою боль и скрывает комплексы? Сможет ли он удерживать аудиторию, если перестанет вставлять в свою речь матерные слова? Приведите в пример кого-то, кто не менее популярен, но при этом является эталоном в мыслях, словах и поступках.

Объясните ребенку, что быть взрослым – это не значит выучить много некрасивых слов. Быть взрослым – это умение принимать самостоятельные решения, разбираться в том, что хорошо, а что плохо, быть развитым и стремиться к самосовершенствованию.

И всё так же собственным примером продолжаем показывать недопустимость мата в речи. Потому как глупо требовать у ребенка не ругаться матом, если кто-то в семье позволяет это себе ежедневно.

Подростковый возраст: как отучить ругаться матом

Когда ребенок превращается в подростка и переживает очередной кризис, помочь ему справиться с дурными привычками и избавиться от сквернословия может помочь только правильное окружение. И речь не только о семье, но и о друзьях и компаниях, в которых он проводит время.

Для подростков мат – это способ самоутвердиться, показать свою силу или показать, что ты свой, а не «маменькин сынок». Поэтому, как правило, в семье дети не употребляют бранные слова, если только по-другому не получается донести до родителей свою точку зрения и эмоции зашкаливают. Очень подробно о том, как родителям проживать с детьми переходный возраст, я рассказывала в своей статье «Переходный возраст»

Если же кратко резюмировать, то с подростками надо быть на одной волне, принимать и понимать их как бы трудно это не было. Помните, что подросток – это еще не полноценный взрослый, он всего лишь пытается им стать. Точно так же, как и мы с вами когда-то, они будут совершать ошибки. Позвольте им это.

Запреты и скандалы не решат проблему, если ребенок ругается матом. Разговаривайте, доносите свою точку зрения простым и понятным для подростка языком, приводите примеры из личной жизни. Не старайтесь казаться лучше, история о вашем опыте пусть и не очень лицеприятном, точнее попадет в цель.

Объясните, что юмор, ирония и сарказм могут гораздо круче матерных слов выразить мысли, и поразить окружающих ничуть не меньше.

Средняя и старшая школа: подростки

Самое сложное – когда в школе есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «учащиеся группы риска».

Чего делать не надо?

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.

«Бессмысленно праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку. Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной».

 

Что делать обязательно нужно?

Удерживать взрослую позицию

Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.

Устанавливать правила и санкции

Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения. Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики. 

Психологи — специалисты центра «Перекресток» в работе с подростками использовали правило «3 синонима». Это означает, что человек, произнесший матерное слово, должен назвать три литературно приемлемых синонима этого слова. Такая мера не унижает достоинство ребенка, но требует некоторого творческого усилия, заодно расширяя его кругозор. В подростковом клубе, где действует это правило, ребята сами следят за его соблюдением, напоминая друг другу: «Эй, ты назвал только два синонима, за тобой еще один!» Санкция не обязательно должна быть неприятной и ни в коем случае не должна быть унижающей, творческие задания работают лучше всего.

Помогать формировать коммуникативные навыки

О красоте русского языка говорить можно и нужно, но не стыдить при этом ребят, «позорящих славный русский язык, на котором разговаривал Пушкин». Пушкин, как известно, не брезговал «низкой» лексикой, которой, как и всеми пластами языка, владел в совершенстве. Подростки не выносят ханжества, никогда нельзя забывать об этом. В работе с ребятами, привыкшими использовать обсценную лексику в повседневной речи, следует относиться к этому как к несформированному речевому навыку. 

Иногда подростки сами признают, что слишком много ругаются, потому что в их компании так разговаривают все, и хотят избавиться от этой вредной привычки. Разговаривая с такими ребятами, можно услышать паузы, которые они делают, трудолюбиво подбирая «приличные» слова. Это уже хороший признак: они включают своеобразный фильтр, общаясь со взрослыми. Имеет смысл помогать им подбирать слова, поддерживать стремление общаться как культурные люди. И конечно, важной задачей становится помощь в поиске такой среды сверстников, где господствуют цивилизованные нормы общения.

Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания

Многие дети с хорошо развитой речевой коммуникацией используют обсценную лексику в разговоре как часть молодежной субкультуры. Несмотря на то, что они прекрасно понимают, что нарушают этим школьные правила, часто они даже не понижают голоса в присутствии педагогов. Вероятно, в этот момент они не осознают свои высказывания как что-то неадекватное ситуации. Им следует спокойно напомнить правила и вынести предупреждение. Удачной формулировкой здесь может стать что-то вроде «У нас в школе так не принято». Скорее всего, они извинятся и постараются в следующий раз помнить, где находятся.

Если оставлять такие проявления без внимания, они будут усиливаться. Существует теория разбитых окон, сформулированная американскими социологами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом. Она утверждает: «Когда человек видит, что нарушения правил никем не пресекаются, он перестает считать любые правила обязательными для себя». Название теории взято из опыта криминологии: если в здании выбито одно стекло и его не заменяют, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна, а криминогенная обстановка в районе заметно ухудшится.

«Нарушения правил должны пресекаться спокойно, но твердо».

Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу

Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя обычно не используют ненормативную лексику в школах. Но очень важно понимать, что крик, ругань, обзывательства и другие атрибуты неуважительного обращения с учениками только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах. «Если вы нас не уважаете, почему мы должны уважать вас и соблюдать ваши правила?» — считает подросток, и он прав.

Видео: рекомендации психолога Татьяны Уховой

Если в семье мат — не естественное изъяснение мыслей, то это не закрепится и у ребёнка. Но иногда употребление бранных слов является сигналом нехватки родительского внимания. Если же взрослые сами употребляют такие слова, то ругать за это ребёнка — просто ханжество.

Читайте также:  Может ли соска и бутылочка разрушить зубы ребенка?

Особенности ругани в разном возрасте

Чтобы понять, как отучить ребёнка ругаться матом, важно представлять различия в использовании плохих слов, в зависимости от возраста.

  1. В 2-3 года употребление нецензурных выражений является случайным. Ребёнок не осознаёт их, так же, как и то, зачем произносит. В этом возрасте он учится говорить и часто копирует всё, что слышит вокруг;
  2. В 4-5 лет дети используют ругательства, чтобы привлечь внимание родителей;
  3. После 5 лет произнесение матерных слов носит характер протеста и желания выразить своё «я», казаться взрослым;
  4. Подростки могут ругаться по нескольким причинам. Это и способ выражения бушующих эмоций и желание привлечь внимание, продемонстрировать родителям свою взрослость и самостоятельность.

Многие стремятся, с помощью грубых высказываний, самоутвердиться в компании сверстников, стать там «своими».

«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»

— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально». То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас. Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.


«Я тебя ненавижу!» и другие гневные фразы вашего ребенка Подробнее

Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».

— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни. Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним. 

Как решить проблему матерных выражений у подростков

Воспитание подростков самое сложное из периодов, как для самих детей, так и для их родителей. Но если проблему не взять под контроль результаты могут быть самыми не предсказуемые. Что в подобных случаях советуют специалисты:

  • Помощь в организации своего ребенка условий досуга, куда бы можно было привести и других подростков.
  • Ненавязчиво интересоваться кругом интересов подростка.
  • Дать возможность подростку выплеснуть энергию в спортивных соревнованиях, играх типа «Зарница».
  • Образование молодежных коллективов по интересам.

Чем меньше ситуаций, где имеется агрессия, несправедливое отношение к подросткам тем лучше. Нравится им громкая музыка: пусть слушают, вспомните себя, хочется пикника на даче, да почему нет, главное ненавязчивый контроль в виде организации досуга. Если подросток пробует себя проявить в чем-то, ненужно сдерживать, требуется поправить и подсказать в такой форме, чтобы ребенок без спора осознал ход размышления взрослых, понимая нужность действий. Если ребенок в споре доказывает свою правоту, это не говорит, что он не прав, это просто другая точка зрения, которую должны уважать и родители, и другие взрослые.

Изначально разъясняя ребенку, что выражение матом не признак превосходства или крутизны, в дальнейшем сделает свое дело. На вопросы: «почему им можно, а мне нет», просто требуется объяснить, что жить своим умом, а не как все, действительно круто.

Наказывать ли малыша за мат?

Бить детей — наращивать проблемы. Вы показываете этим то, что прав тот, кто сильнее. А что вы будете делать, если эта «палка о двух концах» ударит вас? Действовать нужно только словом, никак не кулаком и не ремнем.

Видео: советы семейного психолога Ольги Коноваловой

В дошкольном возрасте малыш словно пробует на вкус новые слова. Не нужно его за это ругать, особенно если родители сами допускают бранные слова. Недопустимо смеяться в ответ на мат из уст ребёнка — он будет стараться и в дальнейшем развеселить близких. В подростковом возрасте брань — атрибут взрослой жизни, снятия запретов, проявление бунта, подростковой субкультуры. Задача взрослых — объяснить, что это не так.

Мат в разговоре у детей младшего школьного возраста (от 5 до 10 лет)

Этот период отличается от предыдущего тем, что дети уже начинают примерно понимать, что означает та, или иная фраза слов сказанная ими. Но не только это важно: дети уже осведомлены, что этого делать нельзя. Что может послужить причиной использования мата в разговорном лексиконе детей младшего школьного периода:

  • Основой может служить бунт: если это не принято, то почему взрослым можно, а им нельзя.
  • Как форма самоутверждения среди ровесников. Чаще всего примером для подражания являются дети из неблагополучных семей, у которых форма матерного выражения обычное явление.
  • Способ проникнуть в мир взрослых, используя за модель манеру поведения разговорную речь старшеклассников, подростков.

Если ребенок объясняет свое поведение тем, что другие дети, таким образом, изъясняются при общении, он часто слышит это выражение на улице, или в школе от старшеклассников, понятно, что отгородить от всего этого никак не получится, но имеется несколько способов, как взять ситуацию под контроль. Если вовремя приложить все усилия, проблему можно взять под контроль, так как любое игнорирование только усугубит ее в дальнейшем.

Не ошибитесь!

Выбирая стратегию поведения с ребенком-сквернословом, родителям очень важно не сделать еще хуже. Но, к сожалению, взрослые ошибаются довольно часто, усугубляя ситуацию вместо того чтобы исправить ее.

Чего делать точно не нужно?

  • Бить по губам, заставлять есть соль или перец, мыть рот мылом. Это только еще больше снизит самооценку ребенка, нанесет психологическую травму и сделает вас его врагами.
  • Просто запрещать выражаться таким образом, «потому что я так сказала», «потому что нельзя». Объяснять нужно обязательно. Иначе можно вызвать страх, обиду или желание говорить гадости назло.
  • Потешаться, услышав детское сквернословие. Если ребенок увидит, что вас это забавляет, станет выражаться еще чаще, чтобы доставить вам радость.
  • Выпытывать у малыша, кто его научил, откуда он взял эти гадкие слова. Не скажет, но вашу агрессию запомнит и отдалится.
  • Ругать в присутствии посторонних. Малыш замкнется, озлобится и станет чаще ругаться – назло. К тому же, это психологическая травма: быть пристыженным публично.
  • Пытаться оградить нежные ушки от любой возможности услышать мат. Это просто невыполнимо.
  • Позволять себе выражаться в присутствии ребенка, одновременно запрещая это делать ему. Такой запрет не подействует!

Ребенок кричит на маму

Ребенок ругается матом: рекомендации психологов

Помните, что борьба с тем, что ребенок ругается матом — это не разовая акция. По мере взросления ребенка, вам придется сталкиваться с этой проблемой неоднократно. Но, если запомнить главное правило и воспользоваться рекомендациями психологов, то всё благополучно разрешится в вашу пользу.

Правило номер раз. Оно же главное. Запреты не действуют! Они лишь загоняют проблему в дальний угол, из которого рано или поздно она вернется.

Правило номер два. Взрослые не ругаются матом при детях. Дети не ругаются матом при взрослых. И взрослые в данном случае это не только родители.

Что же рекомендуют психологи, если ребенок ругается матом?

Расскажите, что матерные слова существуют давно, но употребление их некрасиво и недопустимо в вашей семье и обществе, в котором вы живетеОбъясните разницу между речью воспитанного человека и тем, что можно услышать из уст алкоголиков, наркоманов и заключенных в тюрьмахПрививайте ребенку любовь к правильным фильмам и книгам, проводите совместные просмотры, читайте им на ночьНе преувеличивайте ужас матерных слов. Да это плохо, некультурно, но это не смертный грехНе боритесь со следствием, искореняйте причину. Исключите мат из вашей жизни, будьте примером для ребенкаНе устраивайте скандалы, особенно если инцидент произошел в людном месте

В хорошей любящей семье ребенок обязательно благополучно перерастет дурную привычку ругаться матом. Но всё же не стоит пускать это дело на самотек. Используйте советы и методы, описанные выше и да прибудет с вами спокойствие.

Если вы сумели избавить своего ребенка от привычки ругаться матом, поделитесь в комментариях своими способами. Опыта много не бывает.

Психолог указывает, что насильно заставить ругаться матом невозможно. Если бранными словами ребёнок бросает маме вызов («я здесь главный, и разговариваю, как хочу»), не нужно его принимать (угрожать дать в ответ по губам — так взрослый включается в эту игру). Нужно отвернуться и заняться своими делами. Другой вариант — сказать, что «туалетные» слова нужно говорить в туалете и предложить своему чаду туда отправиться.

Источники

  • https://alinayasnaya.ru/rebenok-rugaetsya-matom/
  • https://Razvivashka.online/vospitanie/rebenok-rugaetsya-matom
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/eticheskoe/rebenok-rugaetsya-matom-chto-delat.html
  • https://uroki4mam.ru/kak-otuchit-rebenka-rugatsya
  • https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/rebenok-rugaetsya-matom-chto-delat-roditelyam.html
  • https://melkie.net/vospitanie-detej/rebenok-rugaetsya-matom-chto-delat.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/shkola-bez-mata-profilaktika-ispolzovaniya-detmi-nenormativnoj-leksiki-v-shkole/
  • https://www.pravmir.ru/tualetnaya-leksika-mat-i-oskorbleniya-chto-delat-esli-rebenok-govorit-plohie-slova/
  • https://pedsovet.su/publ/90-1-0-5358

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию