Когда и как учить ребенка правильно завязать шнурки

Содержание

Что необходимо знать родителям

Обучая детей умению завязывать шнурки, папам и мамам надо помнить об определенных правилах. Их соблюдение облегчит семье процесс обучения:

  • главное, не упустить возраст дошкольника, начинать обучение лучше с 4 лет;
  • если у карапуза возникает явный интерес к занятию, можно предложить обучаться раньше 4 лет;
  • научить различать левую, правую ноги, правильно надевать обувь;
  • при обучении выбрать один какой-либо способ, чтобы не путать малыша;
  • при выполнении шнуровки нужно закреплять навыки дошкольника, постоянно повторяя определенные инструкции;
  • не торопить малыша овладевать навыком, чтобы у него не возникало отрицательного отношения к занятию;
  • при очевидном нежелании крохи, не надо настаивать на выполнении процесса, лучше через некоторое время опять начать обучение.

Простые и быстрые техники с картинками

Сначала нужно научить малыша завязывать обычный узел из шнурков без бантика. Чтобы ребенку было интересней следить за процессом, можно рассказать ему сказку о двух шнурках, которые жили порознь, а потом встретились, подружились и решили больше не расставаться. Можно даже дать имена левому и правому шнурку.

Когда у Вашего чада будет получаться быстро завязывать и развязывать узел, можно приступать к следующему этапу и научить его завязывать шнурки на бант.

Способ №1 Бабушкин узел

Этот метод хорошо получается воспроизводить большинству детей. Сначала шнурки завязываются на простой узел. Затем из одного из шнурков нужно сложить петлю. Концом другого шнурка обхватываем петлю и заводим перекрещенную шнуровку вниз. Получившееся ушко просовываем в дырочку и затягиваем бантик. Поэтапно метод показан на фото ниже.

Способ №2 Две петли

Еще одна простая базовая техника. На первом этапе завязываем узел, как и в предыдущем методе. Затем нужно сделать две петли и скрестить их. Верхнюю петлю загибаем под низ и продеваем через получившуюся дырочку. Тянем за концы петель и затягиваем бант.

Чтобы Вам было легче научить ребенка завязывать шнурки, делайте все движения параллельно с ним. Возьмите один кроссовок себе, а второй – малышу в руки. Не начинайте обучение с обутой обувью на ногах, так ребенку будет сложнее координировать свои движения и запоминать последовательность действий.

Причины неудач

У детей с плохо развитой мелкой моторикой обычно бывают сложности с завязыванием узелков и бантиков. Исправить эту ситуацию призваны специальные упражнения.

Заниматься развитием мелкой моторики можно практически с самого рождения (с 2 недель). Столь раннее развитие ручек будет стимулировать речевую деятельность и поможет избежать многих проблем в будущем.

Упражнения, представленные ниже, подходят для занятий с детьми 3-4 лет. Они направлены на развитие мелкой моторики.

Почему ребенок не умеет завязывать шнурки?

Трудности, с которыми сталкиваются родители в попытках научить ребенка шнуровать обувь, и проблемы, когда ребенку плохо дается развитие – разные вещи.

Первая появляется стихийно, но и при надлежащих усилиях долго не задерживаются. Вторые же являются результатом запущенности и затянутости решения обыкновенных задач.

Для динамичного яркого развития ребенка необходимы специальные условия. Эти условия могут обеспечить любые любящие родители, а именно:

  • достаточно внимания, чтобы видеть, где ребенок путается, какие момент даются ему особенно нелегко;
  • терпение: ведь надо эти трудности преодолеть без криков и шквала негативных эмоций;
  • время для того, чтобы повторять одни и те же действия, оттачивая навык, совершенствуя его из раза в раз;
  • правило «золотой середины»: не мешать ребенку самостоятельно выполнять нужные действия и в то же время обеспечить психологический комфорт и понимание того, что при необходимости будет оказана помощь и поддержка;
  • похвала: она приятна всем и даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях чья-то вера вдохновляет на еще одну попытку.

Какие методы можно использовать

Родители могут воспользоваться методами, которые с успехом применяют педагоги:

  • У дошколят ведущий вид деятельности ‒ игра, поэтому при обучении какой-либо деятельности целесообразно применять игровые приемы. Они помогают не только обучить, но и заинтересовать дошколят. Например, купить специальные игрушки со шнуровкой, которые помогут крохе научиться продевать веревочки в отверстия. Сейчас в продаже много подобных развивающих игрушек. Можно сделать их самостоятельно, привлекая на помощь малыша. Это станет хорошим стимулом к обучению.
  • Еще одним успешным методом становится подражание. Взрослым иногда бывает трудно объяснить на словах какое-либо действие, в таких случаях легче предложить карапузу действовать совместно по принципу «делай, как я». Взрослому не стоит забывать, что орудуя веревочками совместно со своим «учеником», не надо делать это «зеркально», так как такие действия дошкольнику пока трудно скорректировать. Следует выбрать положение сбоку от обучаемого, а действия синхронизировать. Или сесть за спиной малыша, чтобы он видел действие наглядно.
  • Бывает, что «ученику», особенно у которого плохо развита мелкая моторика, трудно управлять своими пальчиками. Он может делать неловкие движения, веревочки выскальзывают из рук. В итоге малыш злится, нервничает, не хочет заниматься. Следует успокоить его, используя метод «из руки в руку», когда взрослый обхватывает ручки малыша своими руками и тактильно показывает действие.

Видео: мама учит сына самостоятельно завязывать бантик на шнурке

Не допускайте эти ошибки

  • Если занятия с малышом будут регулярными, овладеть новым навыком он сможет уже через 1-2 недели. Если тренироваться раз в неделю, ребенок быстро забудет все, чему научился.
  • Помогайте и советуйте только в том случае, если кроха требует помощи. Со временем он постепенно всему научится.
  • Ругать и критиковать можно только, если вы намерены взрастить в ребенке букет комплексов, нарушить доверие и отбить желание к процессу обучения.
  • Малыш нашел свой способ завязывать шнурки? Отлично, у него незаурядные творческие способности. Не настаивайте на своем методе, даже если вам он кажется более удобным.
  • Не сравнивайте и не торопите малыша.
  • Если ребенок горит желанием научиться, не откладывайте дело в долгий ящик. Выделите время и начните занятия.
  • Не стремитесь показать все способы сразу: пусть кроха освоит хотя бы один, самый простой. Повторяйте каждый раз одни и те же действия, поясняющие слова, чтобы он не запутался.
  • Если у малыша совсем ничего не получается, отложите занятия на некоторое время. Если он устал, прервите занятия.
  • Отмечайте вместе успехи на каждом этапе, радуйтесь им.

Конечно, ребенок вполне может прожить, не умея зашнуровывать и развязывать собственный кроссовок, или постоянно носить обувь на липучке, которую проще застегивать. Психологи всего мира бьют тревогу: все больше детей с отставанием развития моторных навыков, а это значит, отстают и речь, и мышление. Чем больше умеет ребенок, тем лучше он ориентируется в школьной и обычной жизни.

Как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто

Несмотря на то, что современная детская обувь зачастую изготавливается с применением застежек-липучек или ремешков, уметь завязывать шнурки ребёнку необходимо. Во-первых, в более старшем возрасте обувь со шнуровкой у него наверняка появится, а во-вторых, если малыш начнёт заниматься спортом, то он не сможет самостоятельно обуваться в специализированную спортивную обувь. Дополнительно этот процесс помогает приучить к дисциплине и самостоятельности.

 

Рекомендуемый возраст для обучения шнурованию

При наличии развитой мелкой моторики малыш с трёх лет вполне может справиться с освоением навыка завязывания «бантиком».

Обратитевнимание! Мелкая моторика это то, как ребёнок может скоординировано выполнять точные и мелкие движения руками. Развивать её необходимо с рождения.

Для этого есть огромное количество разнообразных упражнений (поглаживания ладошек и пальчиков малыша, вождение по внутренней стороне ладони предметами, имеющими различные поверхности, перекладывание бусинок, камушков и прочее).

Читайте также:  Как воспитать в ребёнке лидерские качества: игры и др способы в разном возрасте

Также для освоения этого навыка необходимо приучать детей к усидчивости, иначе они не смогут долго воспринимать информацию и тренироваться.

Оптимальный возраст для начала обучения по рекомендациям педагогов

Педагоги также рекомендуют начинать осваивать этот навык с момента, когда чаду исполнится 3-4 года, чтобы к 5-6 годам он мог справиться с этой задачей уже без помощи взрослого. Но начать можно и раньше. Всё зависит от того, насколько кроха усидчив и можно ли его заинтересовать новым процессом.

Способ второй

Одно из любимых занятий ребёнка – это игры. Поэтому можно просто купить специальную игрушку, в которой малыш будет завязывать шнурки под вашим присмотром, вдев их в нарисованные на листе картона ботиночки. Ещё полезнее будет, если вы вместе с ребёнком сами нарисуете обувь на плотной бумаге, проделаете в ней дырочки и вденете в них шнурки, которые потом вместе завяжете. Также можно взять любую мягкую игрушку или куклу, и надеть на её ножки ботиночки, вместе позавязывать на них шнурки.

Вот ещё одна хитрость: вы можете попросить малыша помочь вам завязать шнурки прямо на ваших туфлях, сославшись на больной палец или спину. Дети иногда очень любят позаботиться о своих родителях или бабушках с дедушками. Главное – почаще хвалите ребёнка, подбадривайте его.

Освоение техники шнуровки

После изучения трех простейших узлов, начального, одной петлей и бантика, можно переходить к освоению техники шнуровки крест-накрест. Сначала обучение нужно проводить на игрушечном макете, сделанном из картона, войлока или фетра, с большими отверстиями для вдевания веревок или ленточек. Чуть позже можно начать тренироваться с ребенком уже на настоящей обуви.

Метод шнурования крест-накрест заключается в формировании двух обычных петелек. Интересно будет, если родитель придумает им названия, сравнив с героями сказок. Одну из петелек вдеваем под другую, так получается красивый вариант завязывания шнурка.

Процесс обучения шнуровке должен быть для детей интересным и увлекательным занятием. Не менее важно не только играть и веселиться, но еще достигать определенного положительного результата. Видя итог своих трудов, а также одобрение со стороны родителя, малыш начнет гордиться собой, что однозначно благоприятно скажется на его самооценке.

Важные нюансы

  1. Перед тем как шнуровать обувь, данные виды шнуровки ребёнку лучше освоить на матерчатых поясах, широкой тесёмке, атласной ленточке.
  2. Сами шнурки для тренировки нужно выбирать нескользкие, с твёрдыми наконечниками, не очень тонкие.
  3. На первых порах можно окрасить половину шнурка в другой цвет. Так малышу будет проще разобраться, например, какую петлю разместить сверху.
  4. Когда взрослый показывает ребёнку процесс шнурования, ему следует сесть сзади него, а не напротив. Иначе малышу будет сложно зеркально повторять движения, он может запутаться.
  5. Тренировка не должна быть слишком длительной, чтобы не утомлять ребёнка. Кроме того, не нужно «приставать» к карапузу с обучением непосредственно перед прогулкой — для этого нужно выбрать свободное время, когда не нужно никуда собираться.
  6. Пока малыш не освоил хорошо один метод завязывания, не стоит начинать другой.
  7. Если ребёнок левша, это нужно учитывать при обучении. В отличие от взрослого-правши, скорее всего, ему будет проще накладывать левую петлю на правую (например, при завязывании бантика из двух ушек). Поэтому не нужно переучивать ребёнка на своём примере — пусть делает так, как ему удобно.

Папа расположился позади девочки и вместе с ней завязывает шнурки

Во время тренировки взрослому лучше сесть позади ребёнка, а не напротив

5. Какие ошибки не нужно допускать при обучении ребёнка завязывать шнурки.

Иногда стремясь научить ребёнка завязывать шнурки, родители допускают некоторые ошибки. Постарайтесь не допускать подобного:

  • Если уделять им время «от случая к случаю», малыш ко второму занятию может успеть забыть чему научился на первом. Занятия должны быть регулярными. Лучше всего заниматься понемногу, но каждый день.
  • Не торопитесь с помощью, ждите когда вас попросят о ней. Больше давайте ребёнку заниматься со шнурками самостоятельно.
  • Старайтесь меньше делать замечаний и ругать ребёнка за ошибки в учёбе. Это вряд-ли положительно скажется на обучении, но может сильно снизить его самооценку.
  • Если ваш сын или дочь нашли новый способ завязывать шнурки – похвалите за изобретательность, а не настаивайте на своём методе, пусть и более удобном с вашей точки зрения.
  • Когда ребёнок сам проявит желание научиться, найдите время для занятий, а не откладывайте «на потом».
  • Не пытайтесь научить ребёнка овладеть всеми способами сразу: пусть сначала освоит самый простой.
  • Может случиться, что у ребёнка не сразу начнёт всё получаться – лучше перенести занятия. Сделать перерыв необходимо если заметите, что он устал.

Как заинтересовать ребёнка процессом завязывания шнурков

Прежде чем учить своё чадо завязывать шнурки, нужно мотивировать его. Ребёнок сам должен сам этого захотеть, а не просто выполнять скучную процедуру. На помощь придут такие «хитрости»:

  1. Купить малышу новые красивые кроссовки или ботинки, расхвалить их, рассказать, какие они модные и удобные. Затем нужно показать, что эта замечательная обувь зашнуровывается, причём это очень увлекательное занятие. Как вариант можно обратить внимание на необычные шнурки на маминых или папиных кроссовках (или старшего брата или сестры).Детские кроссовки с разноцветными шнурками

    Мотивировать малыша можно новыми симпатичными кроссовками с необычными шнурками

  2. Предложить сыну или дочке научиться кататься на коньках и сообщить, что перед тем, как начать занятия, нужно освоить небольшой навык — научиться завязывать шнурки на этом спортивном инвентаре.Детские коньки

    Ребёнок наверняка захочет научиться кататься на коньках, а заодно и завязывать на них шнурки

  3. Купить специальную игрушку — тренажёр-шнуровку в виде кроссовка или ботинка, которая наглядно продемонстрирует крохе, как устроены шнурки, даст возможность потренироваться. Лучше купить несколько подобных вещей различной формы, цвета, чтобы подогревать интерес ребёнка.

    Нужно купить несколько тренажёров в виде обуви, чтобы разнообразить занятия шнуровкой

  4. Такой тренажёр легко можно сделать и самостоятельно — малыша это заинтересует ещё больше. Например, мама обводит его ножку, вырезает из картона силуэт ступни и дыроколом делает отверстия для шнурков. Ребёнок раскрашивает картонную обувь по своему вкусу.
  5. Самодельный тренажёр-шнуровка

    Гораздо интереснее сделать тренажёр самостоятельно вместе с ребёнком

  6. Заинтересовать малыша можно любой темой, связанной с завязыванием узлов. Для мальчика это могут быть приключения моряков (их знаменитый морской узел), рассказы о военных, полицейских, пожарных, спортсменов (эти люди носят обувь на шнуровке). Девочку можно мотивировать рассказами о различных способах завязывания шарфиков, косыночек — это тесно связано с умением управляться со шнурками.Десантники в шнурованных ботинках

    Мальчика можно заинтересовать рассказами про военных, полицейских, спортменах, которые носят шнурованную обувь

  7. Показать мультфильм на данную тему, например, «Шнурок» («Барбоскины») или «Узлы» («Фиксики»).

Видео: «Шнурок» (серия мультсериала «Барбоскины»)

Видео: «Узлы» (серия мультсериала «Фиксики»)

Видео: процесс изготовления тренажёра-шнуровки

Как стихи и сказки помогают в обучении

Зная особенности мышления детей, стоит вспомнить о том, что дошкольники быстрее усваивают знания, передаваемые с помощью поучительных сказок, веселых рассказиков, смешных стихов, коротких мультфильмов. Например, знакомый стих про зайчика поможет обыграть действие:

Зайка-душка (берем концы шнурков в обе руки),
У него два ушка (сооружаем синхронно с крохой петельки из этих концов),
Зайчик деревце обошел (одну петлю заводим за другую),
И в свой домик зашел (в образовавшееся отверстие между петлями заводим верхнюю).
Вот и дома! (затягиваем петельки).

Или использовать в инструкциях смешную песенку из мультфильма «Губка Боб Квадратные Штаны»:

Пытаешься вязать шнурки!? (вместе с карапузом взрослый берется за яркие веревочки).
Не плачь, какие пустяки! (смотрит на малыша, подбадривая его).
Берем шнурок (проделывает действие), петля, крючок.
Ура, вот так и вышел узелок! (показывая, помогает крепко закрепить узел).
Теперь все надо затянуть.
Смотри, продеть и повернуть (взрослый показывает результат).
Петелька, ушко, вот и все.
И обувь больше не спадет!

Такой метод дает возможность родителю фантазировать вместе со своим чадом, сочиняя сказки, рассказы.

Обычный узел

Итак, прежде чем учить ребенка завязывать шнурки. Важно сначала важно научить дитя  завязывать обычной (но не совсем простой) узелок. Лично мне больше нравится такой вариант. И мне кажется ваш ребенок его быстро освоит.

Для этого следует положить шнурки, зашнурованного  ботинка кончиками вперед.  Затем  пусть малыш  возьмет каждый шнурок большим, указательным и средним  пальцем  правой и левой руки одновременно.  В это время можно сказать: «Жили-были два разных шнурочка левый и правый».

«И вот, однажды, правый шнурок встретился с  левым».  При этих  словах ребенок заводит правый шнурок под левый. При этом отодвигая в сторону средний палец левой руки, чтобы затем прижать им внизу правый шнурок. В этот момент взрослый говорит: «Шнурки поздоровались». В этом положении шнурки скрещены и правый прижат снизу к левому (средний палец левой руки внизу).

После опять слова  взрослого:» «Давай дружить», — сказал левый шнурок». При этом ребенок выдвигает  указательный палец  левой руки из под  левого шнурка и проталкиваем шнурок тем же указательным пальцем левой руки снизу вверх, а правая рука остается в таком же положении.

Читайте также:  Как родителям не кричать на ребенка

Когда указательный палец правой руки малыша находится уже в крайнем нижнем положении, дитя отпускает правый шнурок. И подхватывает левый  большим и указательным пальцем правой руки. При этом, опять звучат слова : « „Давай“ — соглашается правый шнурок». Потом большой и указательный  палец левой руки ребенка соскальзывают с пересечения на правый шнурок. Руки движутся в разные стороны и узелок готов. «Шнурки подружились» — констатирует взрослый.

Когда ваше дитя уже научилось делать обычный узел, тогда самое время  осваивать различные способы как завязывать  бантики.

2. Как подогреть интерес к обучению.

Чтобы сподвигнуть ребёнка к обучению, родители должны постараться вызвать у него интерес к этому занятию. Немаловажным является понимание ребёнком того, что ему это умение действительно нужно. Как вызвать у него такое желание? «Помогите» ему в магазине самому выбрать новую обувь, но обязательно со шнурками.  Скажите, что теперь, он как взрослый, просто обязательно должен будет сам завязывать шнурки. Многие малыши сами начинают просить научить их завязывать шнурки, став обладателями кроссовок с любимыми героями на них. Можно купить коньки или ролики, которые также без шнуровки не обуешь.

Любое обучение детьми воспринимается быстрее и эффективнее, если оно обличено в форму игры. Игры про умение завязывать шнурки бантиком можно придумать самим или найти описания таких игр в интернете. Для примера вот некоторые из таких игр:

«Поймай змейку!». Скажите ребёнку, что шнурочки превратились в маленьких змеек, которых он должен поймать. Покажите как нужно «завязать змейку в узелок».

«Ушки зайчика». Согласитесь, что бантики шнуровки очень похожи на ушки зайчика. Ребёнку будет интересно делать маленькие ушки, чтобы они торчали или длинные, чтобы они свисали.

«Крылья бабочки». В другой раз попросите ребёнка представить бантики в виде крылышек бабочки.

«Шнурочки-дружочки». Можно представить шнурки в виде неразлучных приятелей.

«Бизиборд» – тренажёр в виде доски с размещёнными на ней элементами, помогающими развивать мелкую моторику у ребёнка. В нашем случае подойдёт бизиборд, содержащий верёвочки. Это может быть не обязательно, или не только, макет, имитирующий шнуровку, есть варианты с «пришиванием» пуговиц, с большими бусами. Это поможет ребёнку в игровой форме быстрее освоить навык завязывания «бантика».

Бизиборд для обучения завязывать шнурки

Такую игрушку можно сделать и дома, подключив его изготовлению самого малыша. Обведите его ступню поставленную на картон, вырежьте и сделать дырочки для шнурков. А ребёнку поручить «самое ответственное задание» — раскрасить её так, как он сам захочет.

Тренироваться на таких тренажёрах детям намного удобнее. Во-первых, их обувь маленькая, а во-вторых, детям завязывать шнурки прямо на себе не очень удобно.

Ребёнка может увлечь яркая шнуровка на родительской обуви, и он захочет такую же. Мальчику, могут понравиться рассказы о футболистах, шнурующих бутсы, или о супергероях в «специальной обуви со шнурками». Возможно его простимулирует предложение о вознаграждении, за каждую удавшуюся попытку самостоятельно завязать шнурки.

Алгоритм правильного действия

Чтобы дошкольник быстро и успешно овладел действием, нужно изначально правильно передать ему весь процесс. Существует техника завязывания, которую поэтапно показывают малышу. Если взрослый видит, что процесс у него не получается, стоит начать показ с небольшого приема. Например, попробовать с помощью яркой ленточки сначала делать узелки, затем переходить к петелькам, завязывая их бантиком. Переходить к шнуровке можно будет тогда, когда это упражнение будет освоено.

Разработано несколько вариантов шнуровки, для детей следует подобрать самые несложные. В практике известен так называемый «бабушкин» способ (он считается элементарным), его алгоритм выглядит так: узелок ‒ петельки ‒ узелок.

Шаг 1. Сначала делается узелок.

Шаг 2. Затем одновременно формируются две петельки, которые надо скрестить между собой.

Шаг 3. Петельку, которая окажется наверху, пропустить через отверстие снизу и привести опять наверх, то есть получается второй узелок.

Важно объяснить дошколятам, зачем делаются петельки: чтобы потом легче было развязать узелок.

Упражнения для мелкой моторики

Чтобы упрямые шнурки были подвластны маленьким пальчикам, нужны тренировки. Забавные упражнения не только укрепят мышцы, но и разовьют творческие способности, научат логически мыслить, улучшат координацию движений:

Соедини точки. В продаже есть много развивающих изданий, в которых изложена задача для малыша — обвести контур по точкам так, чтобы получилось изображение.

Мозаика. Умение выкладывать узор из мелких элементов в определенной последовательности — первый шаг к освоению азов математики.

Сортировка мелких предметов. В школах, обучающих детей по методу Марии Монтессори, активно используются прищепки, пуговицы, крупы и другая мелочь. На занятиях малыши нанизывают бусы, сортируют элементы по различным признакам, перекладывают их из одной чаши в другую.

Раскраски с наклейками. Задача малыша — не только раскрасить понравившуюся картинку, но и найти соответствующее изображение и аккуратно наклеить его на нужный фрагмент листа.

Пальчиковые игры. Два в одном: гимнастика для маленьких ручек и заучивание веселых стихотворений.

Рисование на песке, манке. Настоящий простор для творчества: можно учить буквы, цифры, рисовать тематические картинки или просто пересыпать теплый песок руками.

От теории к практике

  • Если вы считаете, что ваше чадо уже вполне готово учиться на своей обуви, пробуйте. Купите ему новенькие кроссовки, например, или вымойте те, что имеются, уютно расположитесь на диване или ковре и приступайте. Сначала расскажите, как правильно это делать, затем покажите в очень медленном темпе, попутно еще раз описывая весь материал. Предложите ребенку повторить за вами, направляйте его, помогайте и указывайте на ошибки, но только ласково и нежно.
  • Со временем, когда у малыша будет хоть немного получаться, доверяйте ему завязывание шнурков перед походом на улицу. Каждодневная практика незамедлительно принесет свои плоды. Кроме того, это отличная мотивация носить яркую и красивую обувь.

Как выглядит быстрый способ завязать шнурки

Есть и другой вариант

Предложите выйти на прогулку, в зоопарк или в парк. Встаньте сзади малыша, чтобы он четко видел ваши руки не в зеркальном отражении (это собьет с толку) и поэтапно, поясняя свои действия, завязывайте бантик-узелок.

Убедившись, что кроха внимательно наблюдал за вами, предложите сделать то же самое на втором кроссовке или кеде. Не ругайтесь и не нервничайте, дайте ребенку время, чтобы сообразить и сделать все правильно.

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Хотя существует большое количество способов шнуровки обуви, маленькому ребёнку целесообразно показать два основных:

Бантик, состоящий из двух петель

  1. Вначале шнурки завязываются в узел. Это просто: два конца складываются крестиком, один кончик продевается под другой, оба затягиваются.
  2. Возле узла формируются петли.
  3. Петли скрещиваются, верхняя загибается вниз и помещается в образовавшееся колечко.
  4. Петельки нужно потянуть в разные стороны — узелок стянется и получится бантик.

Алгоритм завязывания шнурков бантиком из двух петель

Метод завязывания бантиком для многих более прост, чем метод одной петли

Чтобы малышу было проще, нужно придумывать различные образы. Так, петли на шнурке сравниваются с ушками зайчика, крылышками бабочки.

Метод одной петли, или «бабушкин узел»

  1. Снова завязывается узел.
  2. Из конца одного шнура (возле узла) делается петля.
  3. Другим концом нужно обхватить вокруг эту петлю и завести вниз перекрещённую шнуровку.
  4. Просунуть «ушко» в дырочку и затянуть бантик.

Алгоритм завязывания шнурков по методу одной петли

Изначально делается одна петля, а не две

Важные нюансы

  1. Перед тем как шнуровать обувь, данные виды шнуровки ребёнку лучше освоить на матерчатых поясах, широкой тесёмке, атласной ленточке.
  2. Сами шнурки для тренировки нужно выбирать нескользкие, с твёрдыми наконечниками, не очень тонкие.
  3. На первых порах можно окрасить половину шнурка в другой цвет. Так малышу будет проще разобраться, например, какую петлю разместить сверху.
  4. Когда взрослый показывает ребёнку процесс шнурования, ему следует сесть сзади него, а не напротив. Иначе малышу будет сложно зеркально повторять движения, он может запутаться.
  5. Тренировка не должна быть слишком длительной, чтобы не утомлять ребёнка. Кроме того, не нужно «приставать» к карапузу с обучением непосредственно перед прогулкой — для этого нужно выбрать свободное время, когда не нужно никуда собираться.
  6. Пока малыш не освоил хорошо один метод завязывания, не стоит начинать другой.
  7. Если ребёнок левша, это нужно учитывать при обучении. В отличие от взрослого-правши, скорее всего, ему будет проще накладывать левую петлю на правую (например, при завязывании бантика из двух ушек). Поэтому не нужно переучивать ребёнка на своём примере — пусть делает так, как ему удобно.
  8. Процесс завязывания следует сопровождать прибаутками, забавными стихотворениями, тогда обучение будет проходить весело и непринуждённо. Вот один из вариантов:
    • Зайчик-душка, у него два ушка.
      Зайчик кустик обошёл,
      В норочку свою зашёл
      И морковку там нашёл!
    • Жили были червячки Бим и Бом. Однажды они пошли гулять. Взялись за ручки, идут, веселятся. Вот встретились им зайчики Тима и Тёма. Позвали они червячков в гости попить чаю.
Читайте также:  Как правильно воспитать двойняшек, близнецов девочек мальчиков влияние родителей на отношение внимание малышам советы доктора Комаровского

Папа расположился позади девочки и вместе с ней завязывает шнурки

Во время тренировки взрослому лучше сесть позади ребёнка, а не напротив

Подготовка

Ориентация в пространстве и моторика

Во-первых, перед тем как приступить к самим шнуркам непосредственно, необходимо убедиться, знает ли ваш ребенок, где лево и где право.

Если в этом есть пробелы, то нужно их восполнить, хотя бы для того чтобы ваши инструкции в дальнейшем были понятны малышу. Ловкости пальцам добавят пальчиковые игры. А также самостоятельное застегивание пуговиц.

Кроме того, очень полезным занятием для развития моторики рук будет мозаика с мелкими элементами. Или же такого рода конструкторы. Например, тот же Lego.

Шнуровки, макет и обувь

Во-вторых, не стоит учиться сразу на обуви со шнурками.

Сейчас в магазинах представлены специальные игрушки-шнуровки. Они могут быть пластиковыми или деревянными, для мальчиков и для девочек. На любой вкус. А можно сделать  из подручных материалов. Пусть ребенок некоторое время просто продевает шнурочек в отверстия в разных вариациях.  Научите его шнуровать в одну линию, крестиком и т.д.

После работы с обычным шнуровками уже можно приступать к обучению на макете обуви. Который является уже специальной шнуровкой.

В то же время,  лучшим вариантом будет сделать этот макет самим. На это есть несколько причин. Самое важное, что малыш будет вовлечен в процесс с самого начала.

Он будет воспринимать это не в форме урока, а в игровой форме, что намного эффективнее для дошкольников.

Более того вы можете создать такой макет по желанию именно вашего сына или дочери, учитывая все их предпочтения. Такой вы точно в магазине не найдете. На самом деле это не тяжело. Вам всего лишь потребуются картон, фломастеры, карандаши или краски и шнурки. Специально для вас видео на эту тему:

На таком макете а после и на самой обуви можно  осваивать различные способы как можно зашнуровывать ботинки и кроссовки. Думаю, что такие модные варианты шнуровки обуви как на картинке заинтересуют даже маму и папу. И они, освоив их, научат этому своего сыночка или дочурку. Удивительно, но даже зашнуровывать обувь можно со вкусом. И сделать это настоящим произведением искусства!

шнуровка простой крестик, картинка

шнуровка крестик с отступом, картинка

шнуровка переплетенный крестик, картинка
прямая шнуровка, картинка

Со временем, пальчики ребенка привыкнут к шнуркам и получат необходимую подвижность. После того как ваше чадо приобрело навык работы со шнурками и освоило разнообразные виды шнуровки. вы готовы к следующему шагу. То есть — к узлам. Дополнительное упражнение для развития мелкой моторики и ловкости пальцев по ссылке.

6. Какие наглядные пособия могут помочь.

Какому малышу не будет интересно прервать обучение, и посмотреть мультфильм. В современных мульсериалах есть серии на самые различные темы, есть среди них и те, что помогут научить ребёнка завязывать шнурки. Покажите ему как завязывают шнурки герои его любимых мультфильмов. Например 17 серия «Барбоскиных» под названием «Шнурок»,  Дракоша Тоша – «Узелковая страна»  или «Узлы» из сериала «Фиксики». Есть несколько мультфильмов на эту тему про Губку Боба под общим названием – У тебя шнурки не завязаны.

мультфильмы про то как завязывать шнурки

О том насколько тема обучения детей завязыванию шнурков важна для родителей, может рассказать видеоролик выложенный сначала на Facebook, а затем на youtu.be. Жительница США, сняла видео где её пятилетний сын, спокойно и просто справляется со шнурками.

Его способ оказался довольно оригинальным. В начале мальчик кончики шнурков вставил в шнуровые отверстия на кроссовках, получившиеся петли он просто дважды завязал на узел и освободил кончики шнурков.

Видео набрало более 2 млн просмотров и почти 2,5 тыс. комментариев. В большинстве комментариев были благодарности за очень полезный ролик, благодаря которому многие дети тут же научились также завязывать шнурки.

Вот ещё интересный мультик про завязывание шнурков:

Существует несколько способов для завязывания шнурков

Начните с самого простого завязывания начального узла. Взять в каждую руку по шнурку и натянуть их на себя. Далее скрестить их, наложив один на другой. Кончик верхнего шнурка продеть в образовавшуюся арку. Затем стягиваем в узел, потянув их в разные стороны.

Чтобы ребенку было веселей и легче запомнить порядок действий, расскажите ему коротенькую историю про зайчика.

Зайчик-попрыгайчик бежал по дорожке, он обежал дерево вокруг и забежал в свою норку. А затем делаем бантик. Затягиваем узел и делаем два ушка как у зайчика, переплетаем их между собой и завязываем бант.1 способ как научить ребенка завязывать шнурки

Способом посложней является завязывание на одну петлю. Завязываем начальный узел, а затем вместо двух петелек, делаем одну. Пропускаем свободный шнурок поверх петли в образовавшееся колечко и затягиваем. Узел, завязанный таким способом, будет намного крепче и дольше держаться.

второй способ как научить ребенка завязывать шнурки

Приемы мотивации ребенка

Задаваясь вопросами, как быстро научить ребенка завязывать шнурки, важно не забывать о наглядной демонстрации на примере взрослого. Лучше, если родитель стоит позади малыша, держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ может просто запутать ребенка.

Один из самых эффективных способов мотивации на освоение нового навыка — рассказать, где в дальнейшем может применяться шнуровка. Например, девочкам будет интересно узнать, что они впоследствии смогут завязывать красивые банты своим куклам. А с мальчиком стоит поиграть в моряков или пиратов, а постепенно заинтересовав этой темой, объяснить, что отважному герою обязательно нужно уметь вязать морские узлы.

Легче всего детям запоминается информация, выраженная в стихотворной форме. Например, в популярном мультфильме Губка Боб говорил так: «Возьми шнурок, петля, крючок — выходит узелок». Можно предложить ребенку представить, включив фантазию, что петельки — это уши кролика. Необходимо только наложить одно на другое и завязать. При этом можно говорить следующее: «Кролик обошел кустик, спрятался в норку, торчат только одни ушки».

Если есть творческие способности, стоит попробовать сочинить свою волшебную сказку. Самое главное, чтобы у малыша к каждому выполненному действию закрепилась стойкая ассоциация, тогда любая новая информация будет усваиваться легко и непринужденно.

Как еще можно завязывать обувь

Способ второй более сложен в исполнении, чем первый, но узелочки, созданные таким образом, крепче держатся, не развязываются при ходьбе. Обучать ребенка сложному варианту стоит тогда, когда осваивается легкий способ. Нельзя сразу же после успешного занятия по первому варианту переходить на второй, так как навык закрепляется только при многократном повторении.

Ко второму варианту лучше перейти, когда малыш проявит любознательность, сам захочет узнать про другие способы завязывания. Чтобы вызвать интерес к обучению, можно использовать игровые приемы, художественное слово. Например, взрослый загадочно сообщает, что сейчас не просто будут учиться шнуровать обувь, а «ловить зайчиков за ушки». Сопровождая свои слова действием:

Шаг 1. Делаем узелок из двух шнурков, как в предыдущем способе.

Шаг 2. Зайка, зайка, не спеши, Ты нам ушки покажи. За одно беремся – раз! (родитель изготавливает средней величины петельку из одного конца шнурка, заматывая ее противоположным концом веревочки).

Шаг 3. А второе ищем здесь! (вытаскивает из середины уже готовую петельку, сделанную из другого конца).

Шаг 4. Не убежишь теперь от нас! Ну-ка в домик быстро лезь! (туго затягивает получившийся узел).

Сначала такое упражнение покажется крохе непростым, но в дальнейшем при помощи взрослого он научится делать крепкий узел.

Все представленные варианты дети могут легко усвоить. Главное, взрослые должны понимать, что для закрепления нужно длительное время, поэтому не стоит сразу давать детям много информации.

Советы папам и мамам

Заботливые родители должны понимать, что обучение детей любым навыкам требует кропотливой работы. Навык зашнуривания всегда представляет наибольшее напряжение для дошколят в силу недостаточной развитости мелкой моторики, неустойчивости психических процессов (внимания, памяти), преобладания процессов возбуждения над процессами торможения, других причин. Для успешного усвоения дошколятами этих умений и навыков родителям важно знать:

  • для закрепления действия нужны систематические тренировки, поэтому заниматься с дошкольником надо постоянно, не пропуская занятий;
  • поощрять малейший успех малыша, чтобы стимулировать дальнейшие действия;
  • проявлять терпение, не раздражаться, если у ребенка шнуровка не получается;
  • нельзя сравнивать дошкольника с другими детьми, никого не нужно приводить в пример, каждый малыш работает индивидуально;
  • похвалить, если карапуз придумал свой собственный метод завязывания шнурков, помочь на каком-то этапе;
  • использовать сензитивный (наилучший по времени) период обучения, не откладывать развития навыка «на потом»;
  • сразу учить правильному алгоритму действия, тем самым формируя у ребенка способность к последовательности деятельности, постепенному завершению процесса;
  • в комментариях к действию самому быть последовательным;
  • не надо настаивать на обучении, если ваше дитя психологически не готово к нему;
  • побуждать малыша к дополнительным занятиям на развитие мелкой моторики, предлагать развивающие занятия и игрушки, пальчиковые игры, пальчиковый театр, делать пальчиковую гимнастику;
  • хвалить за творчество, инициативу, помощь младшим ребятам.
Источники

  • https://myintelligentkids.com/uchim-rebenka-pravilno-zavyazyvat-shnurki
  • https://store-bs.ru/stati/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki/
  • https://MedLazaret.ru/enterovirus/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki.html
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/kak-nauchit-rebenka-zavyazat-shnurki.html
  • https://melkie.net/vospitanie-detej/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki.html
  • https://FamilyCraft.ru/mame/kak-nauchit-zavyazyvat-shnurki.html
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki-poetapnoe-rukovodstvo-dlya-roditelej-i-detej.html
  • https://pro-vospitan.ru/kak-nauchit-rebyonka-zavyazyvat-shnurki/
  • https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/kak-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki/
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zavyazivat_shnurki.html
  • https://mamamozhetvse.ru/kak-bystro-nauchit-rebenka-zavyazyvat-shnurki.html
  • https://obuv.expert/shnurovka/228-kak-naucit-rebenka-zavazyvat

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию