Как воспитать в ребёнке лидерские качества: игры и др способы в разном возрасте

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах — это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества — одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой — самокритикой и самосовершенствованием.

Лидер — кто он?

Лидер — кто он?

Ли́дер (от англ. leader) — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых — научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Ошибки родителей, подрывающие уверенность детей в себе

Очень часто случается, что родители, сами того не подозревая, развивают в своих детях неуверенность, закомплексованность и стеснительность. Веру в себя подрывают такие факторы:

  • Излишняя опека;
  • Сравнение с другими детьми не в пользу малыша;
  • Применение негативных формулировок;
  • Акцентирование внимания на совершённых ошибках;
  • Манипуляции со стороны родителей.

Чрезмерная опека и контроль выражается в том, что родители пытаются решать все возникающие проблемы в жизни малыша, не давая ему возможности самостоятельно принять решение и учиться на своих ошибках. Во взрослой жизни такой человек не будет способен брать на себя ответственность, решать жизненно важные вопросы и достигать поставленных целей.

Сравнение с другими детьми или даже собой в детстве, критика личных качеств и поступков — грубейшие и самые распространенные ошибки родителей. Такое поведение подавляет личность ребёнка, заставляет его чувствовать себя неполноценным и неуверенным в себе. Такие люди во взрослой жизни становятся безынициативными и несамостоятельными личностями.

Негативные утверждения вроде «У тебя нет таланта», «У тебя ничего не получится», «У тебя нет необходимых качеств для этой деятельности» дают установку на дальнейшую жизнь детей и формируют чувство неполноценности.

Ошибки неизбежны в процессе развития каждого человека. Важно это донести до ребёнка и поддержать его. В случае высмеиваний и упрёков со стороны родителей он будет бояться сделать что-либо в будущем из-за укрепившегося страха потерпеть неудачу. Вызывая у ребёнка страх или жалость, чтобы достичь собственных целей, отец или мать спекулируют его чувствами и разрушают его решительность.

Лидеры в школе

Развивать лидерские качеств необходимо каждому ребенку, так как они важны для правильного общения и достижения успеха в жизни. Первыми быть хотят все без исключения, причем это касается не только детей, но и взрослых, состоявшихся личностей. Есть и ведомые люди, которые безучастны ко всему, но в тайне они тоже мечтают стать во главе коллектива. В школе ученики уже явно тяготеют к лидерству и самостоятельности, ведь они в этом возрасте уже вполне осознанно воспринимают мир. Несмотря на то, что преподаватели должны бы хорошо знать своих учеников, они могут ошибочно выявить лидера в классном коллективе по разным причинам:

Ребенок-лидер

  • Взрослые думают, если ученик является старостой в классе, то он остается лидером по жизни. Довольно часто происходит ситуация, когда старостами и командирами класса назначают одних детей, а управляют классом совершенно другие ребята.
  • Не всегда учитывается, чтобы стать лидером в классе, школьник должен обладать способностями организатора. Такие ребята всегда готовы взять на себя ответственность, у них уже в начальной школе развита воля и тяга к успеху. Их уважают все без исключения и стремятся прислушаться к мнению, даже иногда боятся.
  • Лидеру важно получать поддержку не только от школьных товарищей, но и от взрослых: родителей, учителей. Признание со стороны старших является дополнительным стимулом для развития сильных качеств личности.
  • Педагоги стараются объединить детей, между тем, в школе ребята предпочитают разбиться на некоторые группы, в которых присутствует собственный организатор. Нужно определить общего лидера, который способен командовать всеми группами. Именно этот человек и становится в классе основным. Он способен влиять на мнение всего коллектива.
Читайте также:  Как привить любовь к чтению современным детям: развиваем интерес к книгам

Что надо знать о негативных последствиях лидерства

Психологи предупреждают родителей, что лидерство — это не только положительные качества личности, но еще и негативные последствия. Это обязательно нужно учитывать, перед тем, как научить ребенка быть лидером:

Девочка

  • Например, следует понимать, что лидер в классе постоянно ощущает напряжение, ему трудно расслабиться. Он может испытывать страх, бояться оступиться и совершить неправильный поступок, ведь даже небольшая ошибка может моментально лишить его статуса и сделать изгоем школьного общества.
  • Взрослым следует осознавать, что лидером быть сложно, поэтому нужно оказывать поддержку, чтобы обеспечить спокойствие и успех школьнику. Например, следует объяснить, что нет необходимости зависеть от чужого мнения, нужно не бояться высказывать собственную позицию. Близкие и друзья обязательно поддержат ребенка в любой ситуации.
  • Если со школьником желают дружить все девочки и мальчики в классе, то это прекрасно, ведь такие личности имеют способности к коммуникации. Именно это поведение и позволяет завоевать авторитет в школе, расположить к себе коллектив.

Важно! Если школьник привык к всеобщему обожанию, то он страшится потерять это, забывает про собственные желания и стремления, пытается постоянно завоевать расположение. Родителям стоит объяснить сыну или дочери, что невозможно оставаться хорошим для всех и каждого.

Игры на выявление лидерских качеств у детей

Развивать лидерские качества у ребенка можно и в игровой форме. Представим несколько популярных игр на выявление лидерских качеств у детей.

  • «Это я»
    Ведущий просит детей нарисовать себя на бумаге. Затем они должны вырезать из журнала или газеты картинки, которые лучше всего покажут, кто они. Они могут включать в себя свои любимые продукты и занятия, домашних животных, где они живут, и все, что делает их особенными. После того, как они создадут свой плакат, они смогут подарить его другим детям.
  • «Как мы такие же, но при этом разные?»
    Дети сидят в кругу и выбирают первым одного из участников. Ведущий просит ребенка указать на кого-то в круге, кто имеет те же характеристики, что и он, например, цвет волос. Потом этот ребенок может найти кого-то с другой характеристикой, например, цвет рубашки. Таким образом, дети сравнивают сходства и различия между собой. Задача ведущего объяснить, что у всех есть различия, и у всех есть вещи, которые одинаковы.Как развивать лидерские качества
  • «Как мы можем помочь?»
    Когда дети занимаются волонтерством, они могут взять на себя роль лидера. Ведущий спрашивает детей, как бы они хотели помочь другим нуждающимся. Организуя волонтерство, ведущий определяет, кто играет какую роль и кто какие выполняет действия.

Основные лидерские качества, которые можно развить в ребенке

Без ценных качеств лидерства дети, вступающие во взрослую жизнь, испытывают недостаток в навыках, которые могли бы помочь им преуспеть в различных условиях, включая университет и работу. Начальная и старшая школа — лучшее время для родителей, чтобы дать детям возможность учиться этому.

Если возникает вопрос: какие лидерские навыки важнее всего получить ребенку, то стоит подумать о следующем:

  1. Чувствительность
    Эмоциональный интеллект является одним из главных факторов успеха лидера. Люди имеют разную степень чувствительности. По словам Брэдберри, 90% лидеров с высокими показателями имеют высокий EQ. EQ отвечает за 58% эффективности работы лидера.

    Сначала дети учатся чувствительности у родителей. Чувствительность — способность человека распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей и использовать эмоциональную информацию для руководства своими решениями и действиями.

  2. Смирение
    Смиренные люди стремятся стать самыми эффективными лидерами. К такому выводу пришли исследования, проведенные Фостерской школой бизнеса Вашингтонского университета. Смиренные люди, как правило, добиваются высоких результатов в личных и командных условиях.Лидерские качества
    Смирение определяется, как точное представление о себе. Лидеры, которые преувеличивают свои способности, отказываются принимать вклад других, и принимают чужие заслуги за свои достижения, не так эффективны. Смиренные лидеры добиваются больших результатов, чем эгоистичные. Родители, практикующие смирение, более эффективны в воспитании скромных детей.
  3. Командная работа
    Чем сложнее задача, стоящая перед человеком, тем больше он нуждается в других, чтобы ее решить.

    Джон Максвелл писал: «Для человека, пытающегося делать все в одиночку, игра окончена. Если вы хотите сделать что-то значимое, вы должны организовать команду. Один слишком мал для достижения величия».

    Среди лучших возможностей для детей узнать ценность командной работы — групповые мероприятия, такие как совместная работа над проектом в семье, волонтерская деятельность и командные виды спорта.

  4. Настойчивость
    Родители могут раздражаться из-за неоднократных просьб детей сделать или получить то, в чем им уже отказали. Для родителей правильно придерживаться своих позиций. Важно понимать грань, чтобы не сломить дух ребенка. Инициатива продолжать действовать перед вероятностью разочарования является ценным лидерским качеством.

    Когда нужно отказать в просьбе ребенка, можно попросить его подождать, а если у него возникнут проблемы, похвалить его за хорошее поведение.

  5. Рисковать, учиться на ошибках
    Вещи, которые люди ценят больше всего — это те, над которыми им приходилось долго работать, особенно те вещи, ради которых они чем-то рисковали. Дети, которых поощряют к риску, чаще обнаруживают и развивают сильные стороны и навыки, которые они не знали. Они также чаще сталкиваются с неудачей. Но, рискуя и испытывая неудачу, у детей будет возможность становиться лучше, которой иначе бы не было.
Читайте также:  Лучшие книги по детской психологии и воспитанию детей

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь — лопнет, недокачаешь — будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Читайте еще:   Почему ребёнок боится громких звуков и как это исправить

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

лидерские качества

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок — это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер — это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное — опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может — не всегда положительного.

Как правильно воспитать лидерские качества у ребенка

Воспитанию лидерских качеств у ребенка следует уделять достаточное внимание в раннего возраста.

  1. Быть лидером.
    Лучшим уроком является родительский пример. Один из способов показать детям лидерство в действии, — это участие в общественных работах. Так они узнают, что значит быть увлеченным обществом и другими, почувствуют, каково это влиять на жизнь другого человека.
  2. Научить состраданию.
    Сегодняшний мир может быть жестоким и страшным. Но он также может быть красивым и полным надежд. Помогая ребенку осознать, что его взгляд на мир уникален, и что другие воспринимают мир по-другому, изучение друг друга расширит их мир и поможет развить сострадание к другим.
  3. Развить социальные навыки.
    Быть лицом к лицу с другим человеком и быть уязвимым — это страшно, но в некоторых случаях более ценно. Помогая ребенку научиться быть социальным, справляться с разногласиями, делиться эмоциями и быть хорошим слушателем, все это жизненно важно для достижения успеха по мере взросления и в мире взрослых.Как развивать лидерские качества у детей
  4. Построить навыки ведения переговоров.
    Умелый лидер знает искусство компромисса. Вместо того, чтобы давать детям твердое «да» или «нет» на запрос, нужно сделать предложение и дать им возможность противостоять этому предложению. Научить ребенка навыкам ведения переговоров: как никогда не отказываться от чего-либо, не прося чего-то другого взамен.
  5. Умение делать правильный выбор.
    С раннего возраста дети должны уметь принимать верные решения. Поскольку у детей часто есть большой выбор, можно сузить варианты до двух или трех, научив детей взвешивать все «за» и «против». Это поможет им делать правильный выбор в повседневной жизни.
  6. Практиковать уверенное общение.
    Можно превратить простой ужин в кафе в тренировку коммуникации. Возможность детей делать заказы самостоятельно и напрямую общаться с персоналом поможет стать им увереннее в себе.
  7. Поощрять работу.
    Часто дети стремятся начать работать в каком-то качестве. Если ребенок хочет установить стойку с лимонадом, нужно поддержать его в этом. Как только дети подрастут, они воспользуются возможностями несложной работы. Эти ранние рабочие места важны для развития лидерских навыков у детей.
  8. Поиграть совместно.
    Игры с ребенком это не только совместно проведенное время, но и способ дать детям учиться играть по правилам и мыслить стратегически.
  9. Не вмешиваться в трудности.
    Когда ребенок занимается чем-то, может возникнуть желание помочь ему, особенно если у него что-то не получается. Но нужно позволить детям самим пройти через это. А затем можно рассмотреть препятствия и проблемы, возникшие в ходе выполнения задания, и спросить, как можно по-другому это сделать.
  10. Поощрять чтение.
    Исследования показали пользу чтения. Дети, которые читают, имеют более высокий интеллектуальный прогресс по различным предметам. Молодые читатели стремятся больше узнать о мире, даже когда чтение носит легкомысленный характер.
  11. Позитивное мышление.
    Эта черта иногда может быть врожденной частью характера, но также она может развиваться посредством моделирования родителями, наставниками и учителями. Когда ребенок сталкивается с трудностями и при этом он может мыслить позитивно, это поможет изменить его мышление и создаст пространство для творчества, принятия и устойчивости. Также это позволит детям решать, кем они хотят быть в мире.
Читайте также:  Скакалка: виды, польза, как выбрать длину по росту

Способы укрепить самооценку ребёнка

Не существует различий в том, как воспитать лидера в ребёнке девочке и как воспитать лидера в ребёнке мальчике. Основной составляющей этого качества является уверенность. Она не является врождённой. Её можно развить в процессе воспитания. Вот несколько советов о том, как воспитать уверенного в себе ребёнка и укрепить его самооценку:

  1. Помочь побороть страхи.
  2. Дать ощущение безусловной любви.
  3. Показать личный пример.
  4. Дать возможность самостоятельно решать поставленные задачи.
  5. Повышать самооценку.
  6. Установить взаимопонимание между родителями и ребёнком.
  7. Развивать упорство.
  8. Улучшать коммуникативные навыки.
  9. Научить работать в команде.
  10. Поощрять за упорство и достижения.

Прежде всего для развития уверенности в себе малышу нужно побороть страх. Задача родителей— понять, в чём именно состоит этот страх, и помочь преодолеть его. Наиболее действенными станут игры, с помощью которых малыш научится понимать окружающий мир, себя и людей вокруг. Также в игровой форме он научится справляться с трудностями и обретёт высокую самооценку.

Какой бы ни казалась очевидной фраза о любви к своим детям, но это главное, что необходимо дать малышу. Он должен чувствовать себя любимым и значимым в семье. Ему важно быть уверенным в том, что его будут принимать и любить в любой ситуации. Если в какой-то момент родители совершают ошибку в воспитании (кричат, игнорируют или чрезмерно критикуют), то необходимо признать это и извиниться перед малышом. Безусловная любовь создаёт прочную основу для уверенности.

Личный пример является наилучшим способом привить маленькому человеку жизненные ценности и манеру поведения. Не зря существует фраза, что не стоит воспитывать ребёнка, нужно воспитывать себя. В самом начале жизненного пути именно родители являются примером для подражания. Поэтому взрослые должны проявлять только самые лучшие свои качества и учить тому, что хорошо знают и умеют сами.

Уверенные в себе дети готовы совершать поступки, не опасаясь провала. С младшими детьми нужен контроль со стороны. Можно попробовать выстроить безопасную ситуацию и дать возможность малышу самостоятельно с ней справиться. Например, продемонстрировать, как сделать сэндвич, а затем позволить ей или ему попробовать сделать это без вмешательства родителей. Однодневные поездки и прогулки с товарищами или одноклассниками, новые увлечения могут расширить горизонты ребёнка и повысить его уверенность в способности справляться с новыми ситуациями.

Важно найти то, что детей интересует больше всего и что у них получается лучше, чем у других. Но ни в коем случае нельзя давить на малыша. Нужно ненавязчиво создавать такие ситуации, чтобы он сам хотел заниматься этим как можно чаще.

Дети должны понимать, как важно слушать себя и других. Одним из самых важных качеств лидера является умение слушать, и чем раньше он это узнает, тем лучше разовьет этот навык.

Трудно наблюдать, как ребёнок начинает что-то, а затем хочет уйти. Если ситуация действительно того стоит, необходимо научить его упорству. Если проблема в том, что действие не выходит так хорошо, как хотелось бы, следует привести пример некоторых известных людей, у которых тоже не сразу все получилось.

Общение является важной составляющей как лидерства, так и взаимоотношений в целом. Необходимо учить своих детей общаться с другими, выражать свои мысли и переживания. Навыки коммуникации дают им возможность строить отношения и вдохновлять других.

Командная работа помогает детям учиться ладить с другими, работать и сотрудничать в разных сферах. Научиться эффективно работать в команде — это один из самых важных навыков, которые родители могут привить малышу.

Источники

  • https://babyzzz.ru/3-6/10081.html
  • https://OurKids.ru/metodichka/sovety/liderskie-kachestva/
  • https://myintelligentkids.com/kak-raspoznat-i-vospitat-v-rebenke-liderskie-kachestva
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/kak-razvivat-liderskie-kachestva-u-rebenka.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию