Как правильно воспитывать ребенка с рождения: советы специалистов

Содержание

Возрастные особенности и воспитание до года

Многие новоиспеченные родители задаются вопросом, как правильно воспитывать ребенка с рождения. Делать это необходимо с учетом его возраста, физиологических и психоэмоциональных особенностей.

Фото 2
Воспитание крохи до года можно условно поделить на 4 этапа:

  1. первый – длится с момента рождения и до трех месяцев;
  2. второй – это возраст от 3 месяцев до полугода;
  3. третий – период 6-9 месяцев;
  4. четвертый – 9-12 месяцев.

В любом возрасте воспитанием ребенка должны заниматься оба родителя.

Первый период: от 0 до 3-х месяцев

Этот период считается одним из важных и ответственных. Родителям необходимо выработать у крохи хорошие привычки, предупредить появление вредных. Также на этой стадии происходит закладка основ общения. Нужно заниматься развитием сенсорного восприятия.

В этот период матери важно правильно организовать для младенца режим питания. Это необходимо для нормальной прибавки в весе, приучения малыша жить по графику.

Физиологические и психологические навыки трехмесячного ребенка:

Фото 3

  • держать головку;
  • подавать признаки недовольства в случае появления дискомфортных ощущений – голод, необходимость замены мокрого подгузника;
  • ориентироваться в пространстве;
  • реагировать на свет, звуки.

В первые три месяца после появления крохи на свет требуется выработать у него такие привычки:

  • засыпать без пустышки на улице во время прогулки;
  • некоторое время развлекать себя самостоятельно, лежа в кроватке;
  • засыпать без укачивания.

Также надо приучать малыша к соблюдению гигиены. Каждое утро ребенка должно начинаться с умывания лица и рук, смены подгузника и подмывания. Так получится привить крохе любовь к чистоте. Важна гигиена и для поддержания хорошего состояния здоровья. Остатки испражнений, урины могут вызывать раздражение кожи.

Менять памперс рекомендуется каждые 3-4 часа, а также по мере загрязнения. Эпидермальные покровы маленьких детей очень нежные и чувствительные. Во избежание появления опрелостей, воспаления стоит обрабатывать кожу специальной присыпкой либо кремом.

Фото 4
Чтобы научить грудничка держать головку, следует ежедневно выкладывать его на живот. Делать это надо, даже если крохе не нравится такая поза.

Со временем он привыкнет и выкладывание на живот будет воспринимать спокойно, с интересом изучая окружающий мир под другим углом зрения. Нахождение в такой позе благотворно влияет на состояние мышц спины и шеи.

Также в этот период нужно активно общаться с ребенком. Чтобы грудничок начал агукать, с ним требуется играть, разговаривать. Полезно петь ему песни, читать стихи и сказки. Каждое действие, связанное с малышом, необходимо комментировать. Во время беседы с крохой родителям надо улыбаться. Так они будут закладывать культуру общения.

Второй период: от 3-х до 6-ти месяцев

Фото 5
Это этап активного совершенствования слуха, зрения, сенсорного восприятия. Родителям надо в этот период подготавливать ребенка к становлению речи. Рекомендуется включать мелодичную и легкую музыку.

Подойдут разные жанры и стили: детские песенки, классика, народные мотивы, аудиосказки. Чтобы кроха лепетал, гулил, следует обращать его внимание на разные звуки: например, на шелест листьев, шум струящейся воды, пение птиц, лай собак.

Игры для ребенка следует выбирать те, которые улучшают тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Заниматься с крохой лучше в первой половине дня, во время его активного бодрствования. Малыш должен получать удовольствие от игры. Поэтому не стоит его беспокоить, если он плохо себя чувствует, капризничает, болен. Важно проявлять в отношении ребенка любовь и заботу. Так родители закладывают основы эстетического и нравственного воспитания.

В ежедневном графике малыша должны присутствовать зарядка, массаж. Это укрепит его мышцы, сформирует привычку здорового и активного образа жизни.

Третий период: от 6-ти до 9-ти месяцев

Дети 6-9-месячного возраста отличаются непоседливостью, любознательностью. Их активность увеличивается в несколько раз по сравнению с предыдущим периодом. Многие груднички уже умеют садиться, ползать, совершают попытки вставать, некоторые уже начинают ходить.

Родителям нужно уделить в этот период большое внимание физической подготовке. Стоит организовать для ребенка достаточное пространство для свободного перемещения по квартире.

Необходимо максимально обезопасить малыша: убрать бытовую технику, бьющиеся предметы, провода и другие вещи, которые могут навредить ребенку. Дети 6-9 месяцев стремятся открывать двери, ящики шкафов и тумбочек, изучать их содержимое. Родителям не стоит в этом им препятствовать, но только все должно быть безопасно и в пределах разумного.

Для поддержания хорошей физической формы и любви к спорту надо продолжать заниматься с крохой зарядкой. Полугодовалых детей не стоит усаживать в ходунки либо прыгунки. Их неокрепшему позвоночнику данные приспособления лишь навредят. Не пойдет на пользу и стульчик для кормления.

Фото 6
С 7 месяцев можно начинать приучать кроху мыть руки перед едой и после прогулки. Со временем ребенок привыкнет к такой процедуре и будет сам подставлять руки под струю воды.

Так у родителей получится воспитать в малыше чистоплотность. Перед каждым кормлением крохе надо надевать нагрудничек. Испачканную одежду следует сразу менять на чистую.

Каждое действие мама должна проговаривать, объяснять. Тогда ребенок вырастит аккуратным. Когда у малыша появятся зубы, нужно будет купить для него зубную щетку и начинать приучать его ею пользоваться.

Грудничка на этом этапе развития необходимо познакомить со словами «нельзя» и «нет». Это нужно для того, чтобы сразу пресекать плохие поступки. Например, если малыш во время игры начал драться или кусаться, стоит взять его на руки и сказать, что так делать нельзя, потому что это вызывает боль.

Фото 7

Чтение и рассматривание картинок благоприятно влияет на развитие речи

Следует продолжать развивать речевые навыки путем чтения стихов, сказок, потешек. Полезно рассматривать с малышом картинки. Стоит разыгрывать небольшие представления с игрушками. Общаться с крохой требуется спокойно, ласково, доброжелательно.

Четвертый период: от 9-ти до 12-ти месяцев

В это время ребенок активно общается, пробует самостоятельно ходить. Важно поощрять попытки ребенка встать на ноги. Для этого нужно водить его, поддерживая сначала за две, а потом за одну руку.

Фото 8
Нельзя запрещать малышу подниматься там, где неудобно: он может подумать, что вставать на ноги запрещено и перестанет развивать данный навык.

Следует совершенствовать интеллектуальные способности крохи. Для этого ему надо показать, с какими предметами какие действия можно совершать: например, дудеть в свистелку, бить в барабан, есть яблоко, катить машинку. Полезны на данном этапе пальчиковые игрушки. Они развивают память, воображение и речь.

Ближе к годовалому возрасту необходимо познакомить кроху с разными формами предметов, размерами материалов. Для этого стоит приобрести для него мячики, кубики, пластмассовые и деревянные игрушки.

Сюсюкать и повторять неправильно произнесенные малышом слова нельзя. Это может спровоцировать появление у ребенка дефекта речи. Разговаривать с грудничком надо много, правильно. Требуется ему объяснять, что к людям, животным, окружающему миру необходимо относиться с добром.

За хорошие поступки кроху следует поощрять. Негативные действия малыша нужно сразу же пресекать.

Мама-кенгуру

Физкультура с пелёнок это прекрасно. А как же психология, спросите вы. Тут есть свои тонкости. Представьте, вы 40 недель пробыли в уютном заточении, а теперь вдруг оказались в совершенно незнакомой среде. Странные предметы, звуки, люди. Впечатлений и эмоций море. А как ими поделиться? Всё верно – заплакать.

И тут мама, как волчица бросается к своему крохе. Гладит, успокаивает, прижимает к себе. Есть противники таких нежностей, которые рассчитывают воспитать спартанцев и не реагируют на плач. Мол, поревёт и успокоится. Сейчас и педиатры, и психологи такие методы не одобряют.

Доказано, что дети, которые чаще чувствуют мамину ласку, слышат стук её сердца, растут более спокойными и развитие их в дальнейшем протекает более гармонично.

Воспитываем с пелёнок

Ещё один немаловажный момент – совместный сон с младенцем. Не так просто оторвать сонного кроху от груди и переложить спать в кроватку. Вот и не надо. По крайней мере, первые три месяца позвольте ему засыпать у себя под боком. Потом, когда сон станет более спокойным и крепким, кладите малыша отдельно.

Тут очень тонкая грань. Если мама будет заботиться о своём комфорте и спокойствии и «проспит» момент, когда нужно приучить сына или дочку к кроватке, то скорей всего, до 1 года , а то и после ребёнок будет настойчиво проситься к под родительское крылышко.

Компенсируйте нехватку совместного сна прогулками со слингом или «кенгуру». Эти изобретения просто созданы для того, чтобы малыш и мама ощущали себя единым целым. Кроха, которого мамочка всюду носит с собой, вырастет вовсе не «маменькиным», а уверенным в себе, самостоятельным. Главное – делайте всё совместно, стирайте, мойте посуду, готовьте обед.

Часто мы задаёмся вопросом, как вырастить из ребёнка личность. Хотите, чтобы малыш рос смышлёным, умел логически мыслить, сам принимать решения – занимайтесь этим с рождения.

Воспитание новорождённого. С чего начать?

Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители. И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.

  1. Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно. Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.
  2. Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.
Читайте также:  Симптомы и первые признаки коронавируса у взрослых по дням

Методики воспитания детей

Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.

  • Система Монтессори подходит к воспитанию ребенка, исходя из его интересов. Что интересно малышу, тому он быстрее научится. Родители должны быть в роли помощников.
  • Музыкальное воспитание Сузуки. Японский педагог и музыкант считает, что в каждом малыше заложены музыкальные способности. Если родители будут с рождения включать классическую музыку, в дальнейшем посещать филармонии, то в будущем он может вырасти музыкантом, если нет, то гармонично развитой личностью.
  • Воспитание по Глену Доману. Ученый пришел к выводу, что малыша можно обучать с грудничкового возраста. Он способен научиться читать и считать. Для этого необходимо изо дня в день показывать ему изображения со словами, цифрами, растениями, животными, людей, проговаривая, что на них запечатлено. Многие дети, обучавшиеся по этой методике, в последствии стали лауреатами Нобелевской премии.  Методики раннего развития
  • Методика Масару Ибуки основывается на принципах развития до 3-х летнего возраста. Он считает, что в раннем возрасте у деток есть безграничные способности. Главное, обеспечить их развивающей средой и доступной информацией.

Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

Этап I : воспитание ребенка от рождения до 3 месяцев

Появившись на свет, новорожденный как никогда нуждается в близости матери, ее заботе, уходе и любви.

  • Гигиена ребенка. Крайне важным является поддержание гигиены малыша, т. к. гигиена — это основа основ здоровья крохи в настоящем и будущем. Одежда ребенка всегда должна быть сухой и чистой. Не допускается оставлять ребенка в мокрых пеленках или ползунках. Если малыш привыкнет находиться в мокром белье, то в дальнейшем это создаст трудности в приучении к горшку. Одежда, испачканная после приема пищи также должна заменяться на чистую и сухую.

Ежедневно по утрам необходимо проводить гигиенические процедуры. Подмывание и смена подгузника, утренние умывания скоро станут самыми настоящими полезными привычками.

Приучайте вашего малыша к аккуратности и чистоте с самого раннего детства.

  • Гимнастика. Немаловажной частью воспитания ребенка до года считается приучение к ежедневной гимнастике, массажу, выкладыванию на живот. В будущем подобные занятия станут незаменимой ежедневной зарядкой и помогут поддержанию отличной физической формы ребенка.
  • Режим. На данном этапе малыша начинают приучать к режиму. Как правило, ребенок сам вырабатывает удобный для себя режим: когда есть, когда спать, когда бодрствовать. Задача матери углядеть этот режим, который она может подкорректировать под ритм семьи и установленные в ней правила. Режим действительно очень важен для ребенка. Если малыш привык есть в одно и то же время, у него всегда будет хороший аппетит. Также происходит и со сном — привыкнув спать в определенные часы, малыш быстрее будет засыпать и спокойнее спать. Для мамы же это способ выкроить для себя немного времени, чтобы расслабиться, вздремнуть, либо заняться домашними делами. Помимо этого, режим будет полезен для ребенка в течение всего детства.
  • Развитие слуха и зрения. Начиная с первого этапа воспитания ребенка и на протяжении всех последующих очень важно постоянно говорить с малышом, петь ему, читать потешки и стихи. Дети любят рифму, поэтому простые стишки и потешки они всегда слушают с удовольствием. Стихи и песни помогут развить слуховые способности крохи. Можно понемногу обучать новорожденного играть с погремушками и любыми простыми вещами и предметами, игрушками в кроватке и в коляске. Ребенок будет учиться различать фактуру, зрительные образы, развивать слух.

О методиках раннего развития

В течение первого года жизни можно начинать заниматься с малышом по одной из методик раннего развития. Вот некоторые из них:

  1. Методика Гленна Домана;
  2. Методика Монтессори;
  3. Спортивно-игровая методика Лены Даниловой.

Принцип методики Домана — демонстрировать малышу карточки с самыми разными изображениями, проговаривать, что на них изображено. Методика направлена на ускоренное развитие мозга грудничков.

Методика Монтессори — это создание специальной среды для ребёнка, где он сам сможет выбрать интересующий его в данный момент объект исследования. Хорошо развивает творческое и логическое мышление, мелкую моторику, приучает к дисциплине.

Лена Данилова призывает с самого рождения уделять внимание физическому развитию детей. Разработанные ею спортивные комплексы «Ранний старт» предназначены для занятий как с грудничками, так и с детьми постарше.

При выборе методики родители должны помнить, что не стоит форсировать событий и стремиться воспитать маленького вундеркинда. Если малыш явно не заинтересован в занятиях — не нужно настаивать, возможно, ещё не пришло время. Задача отца и матери заключается, прежде всего, в том, чтобы подарить ребёнку счастливое детство, окружить его любовью, лаской и заботой.

Учёные плохого не посоветуют

Благо, сейчас существуют уникальные методики, на которых выросло не одно поколение.

  1. Воспитание по Глену Доману. Его метод воспитания можно применять от 0 месяцев. Показывайте ребёнку картинки с цифрами, растениями, животными, буквами. Доман был уверен, что уже с пелёнок малыш всё прекрасно воспринимает. Кстати, некоторые дети, выросшие на методике Домана, став взрослыми, получили Нобелевскую премию. Вдохновились? Действуйте! Только, прошу, не переусердствуйте.
  2. Система Монтессори. О ней, наверняка, слышали все. Этот подход подразумевает большую самостоятельность малыша. К чему он сам потянется, то и изучайте. Вы лишь помощник, ассистент.
  3. Воспитание Сузуки. Нет, речь не о марке машины, а о знаменитом японском музыканте, который был уверен, что тяга к искусству заложена в каждом ребёнке, главное правильно её развивать. Включайте малышу классическую музыку, и, возможно, из него вырастет если не великий композитор, то уж точно гармонично развитая личность.

Возможно, вы разработаете свою авторскую методику и правила воспитания крохи. Если у вас уже есть такой опыт, не жадничайте, делитесь с нами.

Воспитываем с пелёнок

Существуют и определённые советы повоспитанию малыша по месяцам. Их желательно тоже учитывать, так как каждые три месяца первого года жизни у ребёнка открываются новые способности и интересы.

Этап III : воспитание малышей от полугода до 9 месяцев

  • Безопасность в доме. После полугода малыш превращается в активного, подвижного исследователя. Именно поэтому нужно сделать ваш дом безопасным для ребенка, убрать все опасные предметы и не оставлять их на видных местах, необходимо сделать недоступными мебельные ящики и розетки, а также защитить острые углы на мебели специальными мягкими накалками. В магазинах сейчас есть множество приспособлений, которые смогут защитить вашего ребенка от опасностей в доме. Если же малыш все-таки проник к опасным предметам, не надо кричать на него и повышать голос. Постарайтесь в дальнейшем хорошо следить за крохой и не допускать контактов с опасными предметами в вашем доме. Со временем вы можете объяснить ребенку, чего делать нельзя и, в большинстве случаев, малыш все понимает и перестает лезть в запрещенные для него зоны.
  • Приучение к опрятности. Третий этап важен тем, что именно в этот период начинают вводить прикорм. Поэтому теперь перед едой каждый раз нужно мыть руки, а после еды умываться и при необходимости переодеваться в чистую одежду. Подобные действия помогут ребенку в будущем стать аккуратным и опрятным.
  • Приучение к горшку. Некоторые мамы на девятом месяце жизни малыша начинают приучать его к горшку. Знакомство должно происходить постепенно. Начинают с высаживания малыша на горшок один, а затем несколько раз в день. Высаживают ребенка на горшок через 10-15 минут после пробуждения. Так выше вероятность достижения положительного эффекта. Каждая мама со временем будет понимать, когда стоит предложить ребенку «сделать дело» в горшочек. Насильно удерживать малыша на горшке нельзя. Если вид горшка пугает ребенка, стоит отложить приучением на две-три недели. В противном случае у ребенка может развиться чувство страха перед горшком и нежелание сидеть на нем.
  • «Нет» или «нельзя». Ближе к 9 месяцам можно учить ребенка понимать запреты. Слова «нельзя» наиболее часто употребляется родителями, когда они хотят обозначит для ребенка запреты. Однако, как советуют психологи, лучше использовать для этого слово «нет» и «опасно». Нужно стремиться, чтобы ребенок понимал, где проходят границы безопасности, какие вещи находятся под запретом, а какие его поступки радуют или огорчают маму. Каждый раз нужно спокойно и медленно разъяснять крохе, что ему запрещено и почему. Необходимо донести до малыша важность ваших слов и действий. Только тогда малыш научится реагировать на запреты. Запрещая ребенку что-то, будьте настойчивы и не меняйте позицию. Желательно, чтобы все взрослые, которые его окружают, сходились в едином мнении — что можно малютке, а чего делать нельзя.
  • Развитие речи и эстетики. Для развития речи чаще разговариваем с ребенком, поем песни, колыбельные и рассказываем сказки. Помните, что ваша речь должна быть неторопливой и четкой, без использования мата или грубых слов.
Читайте также:  ТОП-35 лучших подарков мальчику на День рождения 3-4 годика

Для эстетического воспитания ребенка на данном этапе помогут детские музыкальные инструменты: ксилофон, дудочки и губные гармошки. Многим детям нравится барабан.

  • Развитие мелкой моторики. Во время игры с ребенком уделяйте больше времени для развития моторики пальцев, приобретите книги с толстыми или мягкими страницами.
  • Уход за зубами. Если у малыша уже появились первые зубки, можно купить зубную щетку, например, в виде насадки на палец и чистить ему зубки пока без пасты. Вы можете показывать ребенку, как использовать зубную щетку на своем примере. Зубную пасту стоит приобрести, когда малыш будет способен самостоятельно прополоскать рот.

Запрещать или обозначать границы…

«Запрещать» — тоже слово с негативным значением. Я бы скорее сказала «ставить рамки», «обозначать границы». Ребёнок будет чувствовать себя более спокойно и в безопасности, когда для него расставлены границы.

Например, если вы водитель и едите за рулём, конечно же вам будет спокойнее и безопаснее ехать по дороге с разметкой и знаками. Где разметки и знаков нет, плюс дорога широкая, скорее всего вы будете находиться в напряжении. То же самое и с ребёнком, когда вы объясняйте  ребенку разницу между хорошо и плохо, можно или нельзя, тем самым вы ставите ему некие рамки, в пределах которых он может сам сделать собственный выбор.

Запрещать или обозначать границы…

Одно время у меня имелась проблема: мой старший ребёнок ел слишком много конфет. Мне пришлось объяснить ей, что большое количество сладкого сильно портит зубы, показать наглядные примеры, рассказать какие болезни вызывает большое количество сладкого,  к чему они приводят. Я не стала прятать конфеты и запрещать ребёнку их есть. Но поставила блюдо с ними на середине стола и предоставила ей возможность самой делать выбор.

Первое время шло злоупотребление сладким, но потом, я могу точно сказать,  мой ребёнок съедал не более одной конфеты в день. Я обозначила ей границы: дав всю информацию о вреде сладкого. Выбор она сделала сама — вот верное поведение родителя.

Запрещая, вы тем самым подталкиваете ребёнка к нарушению правил. Запретный плод всегда сладок. Он в любом случае съест свою порцию конфет, только это будет за вашей спиной и вы об этом не узнаете, соответственно и нанесённый вред оценить не сможете.

Или возьмём гаджеты. Сейчас все дети активно ими пользуются, несмотря на негодование родителей, и порой очень трудно оттащить их от этих устройств. Но и тут стоит понимать, что наши дети сильно отличаются от нас и растут совсем в другое время. Это люди другого поколения.

Мой старший ребёнок активно использует WhatsApp. Там дочка организовала группу друзей и они вместе договариваются о своем времяпрепровождении, постоянно переписываются. Можно рассматривать это как зависимость от телефона, а можно, как первичные навыки по наработке организаторских способностей. Я вижу, что мой ребёнок вполне способен сорганизовать группу людей, мотивировать их на определённые действия. Кто знает, может быть это будущий прекрасный руководитель или организатор.

Еще сейчас среди детей очень модно снимать клипы с помощью специальных программ и выкладывать их на YouTube и в Instagram. Я вижу, что моя дочь делает в этом успехи: у неё прекрасно сделанные ролики, с хорошо подобранным сценарием, музыкой и атмосферой в целом, а так же большое количество подписчиков. Я  понимаю, что ей важно и интересно продвигать свой канал, она знает как правильно это делать. Вполне возможно, она — будущий хороший маркетолог, или  пиарщик, или режиссер.

Конечно «залипание в гаджеты» противоречит нашим установкам и взглядам на обучение и развитие, наработку профессиональных навыков и т.д.. Но сейчас другое время, другие способы и средства, стоит это понимать и принимать. Стоит дать детям возможность развиваться удобным для них способом!

Кстати, мы часто говорим о развитии в детях таланта. Так вот, чтобы его развивать, его надо сначала увидеть. Вы можете обозначить им рамки или границы, посмотрите, как они в этих границах себя ощущают, что происходит в их жизни, так и таланты разглядеть недолго.

Взросление после достижения полу года

Методики воспитания детей шестимесячного возраста кардинально переходят в активную фазу. В этом возрасте малыши начинают садиться, учатся ползать, пытаются вставать и даже ходить. Очень часто именно на этом этапе родители допускают наибольшее количество ошибок, если не знают правила воспитания детей раннего возраста.

Взрослым кажется, что безопасность крохи является самым важным приоритетом, забывая при этом о том, что не менее важным является поощрение любознательности, исследовательских проявлений.

Постоянные запреты поставят малыша в тупик. Правильнее будет разрешить ему в полной объеме изучать все вокруг себя, но убрать все опасные предметы за пределы досягаемости. Шкафы и полки стоит наполнить игрушками, а не запирать и постоянно ходить за чадом, повторяя слова запретов.

Маленькие дети играют

Самое время начинать приучать отпрыска к горшку, присаживая его после сна, кормления, прогулки. Со временем ему станет понятно, что от него хотят, и вполне возможно, что скоро он сам начнет подавать знаки о природных потребностях.

Правила гигиены в этот период начинают включать обязательное мытье рук перед едой, после улицы. Кроме того, формирование культуры чистоты в этом возрасте можно с помощью обучения чистки зубов. Для этого в наше время существуют специальные зубные щетки, которые надеваются на палец и одновременно с чисткой отлично массажируют десны.

Так как ребенок уже сидит, а большинство родителей начинают вводить дополнительную пищу, необходимо использовать нагрудники. При этом словесно нужно обязательно проговаривать отрицательные стороны грязной одежды и положительные стороны чистоты и аккуратности.

Также очень важна в этом возрасте игровая деятельность — с ее помощью ребенок познает мир. Актуальны игры ладушки и кукушки, изучение частей лица. Начинать нужно с их изучения на любимой игрушке, а затем поиск на собственном лице. Усложнятся игры с игрушками: самое время объяснить малышу, что мячик может катиться, колеса у машины крутятся. Ему будет интересно получить в подарок музыкальный развлекательный центр, игрушки из разного материала и размера. Особый интерес вызовут игрушки для купания.

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).

Ребенок на руках

Как воспитывать ребенка с рождения до 3 месяцев

Вязаные конверты новорожденным со схемой

В первый месяц жизни малыш имеет отличный сосательный рефлекс, произвольно двигает верхними и нижними конечностями, сжимает кулачки и пытается засунуть их в рот, вздрагивает на резкий звук. К концу 4 недели он может начать улыбаться и следить за движением предметов.

Двухмесячный малыш может поднимать головку, пытается искать источник звука, фокусировать взгляд на интересных ему объектах. В три месяца карапуз хорошо находит источник звука, начинает гулить, уверенно держит голову.

Главные потребности малютки в этот период – постоянное присутствие мамы, ощущение ее тепла и родного запаха, чем воспитывается его доверие к окружающему и еще такому пугающему внешнему миру. Внимание и ласка ухаживающих за малышом формируют у него чувство безопасности и помогают легче и быстрее адаптироваться ко внеутробному существованию.

Новорожденный ребенок только привыкает к этому миру

Новорожденный ребенок только привыкает к этому миру

Важно! Детские психологи рекомендуют первые 1-3 месяца (и даже до 8-9) как можно чаще держать деток на руках, давать ощущение полного телесного контакта. Это помогает воспитать в ребенке спокойный и уравновешенный нрав, который станет определяющим в формировании будущей личности, а также развить сенсорные чувства.

В то же время при недостатке тактильного и визуального контакта у детей, который составляет воспитание новорожденного, недоверие к миру вырастает в различные психологические проблемы.

Воспитание внимания новорожденного ребенка от 0 до 3 месяцев проводится в играх по передвижению предметов родителями, с мобилем над кроваткой, лицом (можно строить гримасы и давать карапузу их тщательно рассмотреть), голосовыми играми (песенками и потешкми с различными эмоциями и интонациями), повторением за малышом его первого лепета.

В первый квартал жизни начинается и эстетическое воспитание младенца. Это касается не столько вкусовых ощущений, сколько общих эстетических чувств, стремления к  прекрасному, порядку и комфорту. Большую роль тут играет красивая и ухоженная мама. Также в этом возрасте начинается приучение к режиму сна и питания.

Читайте также:  Как научить ребенка засыпать без груди, уложить спать без грудного вскармливания (ГВ) днем или вечером

Как сформировать связь с малышом?

Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо. И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?

  • Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
  • Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
  • Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
  • Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
  • Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
  • Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны. На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.

Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.

Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.

Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.

И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев
Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Как правильно воспитывать ребенка с 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно осваивает взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Отчетливо проявляются его природные черты характера. Возникают первые конфликты: с родителями и с ровесниками. Как не допустить ошибки в воспитании детей в этот период? Что, если возникают проблемы в поведении малыша? 

  1. Развивайте навык делиться. К кому у нас больше всего возникает расположение? К тому, кто дает нам что-то желанное. Для детей раннего возраста — это вкусненькое. Приучайте ребенка делиться пищей с другими детьми как можно раньше — и он всегда будет хорошо адаптирован в коллективе. Бессознательно другие люди испытывают симпатию к тому, кто способен быть дающим.
  2. Развивайте навык сопереживания. Эмоциональное развитие ребенка — ключ к тому, как вырастить воспитанного и счастливого человека. Чем больше развита эмоциональная сфера, тем больше ребенок способен проникнуться чувствами других людей, разделить переживания, тем легче он будет принят в любом коллективе. Воспитание чувств — важнейший процесс формирования психики.  

  3. Найдите баланс поощрения и наказания. Очень важно правильно использовать запреты и поощрения — они должны быть для ребенка значимыми. Для послушного обладателя анального вектора лучший «пряник» — похвала родителей. Для практичного кожника — желанный подарок или поход в новое место. Наказание — это отсутствие, нехватка желанного «пряника», какого именно — зависит от психики ребенка. 
  4. Дисциплина или свобода? Насколько ограничивать ребенка, чтобы не испортить его развитие, тоже зависит от врожденных свойств малыша. Обладателям кожного вектора дисциплина важна как воздух: нормально развиваются такие дети только в условиях адекватных ограничений, режима и правил. Послушные обладатели анального вектора сами по себе лояльны маме, а в дальнейшем — обществу, если растить их правильно. А вот природный «вождь», обладающий уретральным вектором, — свободолюбив, его невозможно и вредно ограничивать — лучше просить о помощи. 
  5. Вовремя прививайте навыки социализации. Посещение детского сада — жизненная необходимость для каждого ребенка с 3 лет. Обычно с походом в детский сад медлят те родители, у которых растут эмоциональные, часто болеющие малыши со зрительным вектором. А может, вы родители маленького философа — звуковика и ваш малыш плохо реагирует на шумный коллектив? В любом случае любовь родителей не заменит навыков социализации. Отсутствие возможности научиться встраиваться в коллектив сверстников может значительно уменьшить будущую реализацию человека в социуме. 

Если родители сталкиваются с проблемным поведением своего ребенка, возникает много опасений. Что, если проблемы закрепятся потом на долгие годы? Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть?

Советы родителям — применять только с учетом природных свойств ребенка

  1. Агрессивный и обиженный упрямец или «золотой ребенок». Обладатели анального вектора от природы стремятся быть послушными, лояльными. Делают все неторопливо и обстоятельно. Воспитание таких детей требует терпения, спокойствия: крайне важно не торопить, не подгонять, не обрывать ребенка. Если это правило не соблюдается — малыш обижается и упрямится. При ошибках воспитания у него возникает агрессия к животным и людям. 
  2. Истеричные дети или нежные «любики». Носители зрительного вектора — самые эмоциональные. Перепады настроения у них бывают сто раз в день. Такого ребенка нельзя пугать даже в шутку. Нельзя читать сказки, где кто-то кого-то съедает. Иначе малыш растет истеричным, плаксивым и пугливым. Для правильного эмоционального развития поможет литература на сострадание. 
  3. Маленький новатор или «гиперактивный ураган». Обладатель кожного вектора любит новизну и перемены. Ему жизненно важно много двигаться, заниматься спортом. Развивать свой конструкторский, инженерный талант. Учиться быть организованным и дисциплинированным, подчиняться запретам, ограничениям и правилам. Когда таких условий родителями не создано, ребенок растет несобранным, неспособным следовать правилам. Что делать — читайте тут.
  4. Юный философ или «социальный неадаптант». Обладатели звукового вектора имеют особо чувствительный слух. Важно соблюдать звуковую экологию: говорить негромко и внятно, свести к минимуму бытовые шумы. Фоном включать тихонько классическую музыку, чтобы ребенок вслушивался. Тогда малыш рано будет проявлять интерес к науке, развивать свой абстрактный интеллект. В атмосфере громких звуков или конфликтов родителей такой малыш получает сильную травму: его развитие нарушается. Проблемы могут возникнуть очень серьезные — ребенок не идет на контакт с родителями и ровесниками, перестает реагировать на речь. Как предотвратить проблему? 

Что делать, когда ребенок плачет?

Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама по плачу новорожденного уже легко может понять, хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.

  • Приверженцы традиционного воспитания считают, что во время плача к малышу подходить не стоит. Нужно дать время выплакаться ему, и он успокоится. Иначе, в будущем он вырастет «маменькиным» ребенком.
  • Современный подход к этому вопросу основывается на том, что в любом возрасте нужно стараться останавливать детский плач. Мамочке достаточно взять крошку на руки и прижать к груди с левой стороны. Услышав биение материнского сердца, и большие, и маленькие детки успокаиваются. При таком подходе малыши растут более спокойными.  Успокаиваем малыша
Источники

  • https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/kak-pravilno-vospityvat-s-rozhdeniya.html
  • https://malysh-ma.ru/vospitanie-rebenka-do-goda/
  • https://plusmama.ru/articles/psihologija/vospitanie-detey-ot-0-do-3-let/
  • http://RearChildren.ru/doshkolnik/do-goda/vospitanie-detej-do-goda/
  • https://maminsayt.ru/vospitanie/vospitanie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-goda.html
  • https://chebo.pro/beremennost-i-deti/vospitanie-rebyonka-s-rozhdeniya-do-goda-po-mesyatsam.html
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/semejnoe/kak-pravilno-vospitat-rebenka-s-rozhdeniya.html
  • https://roditeliz.ru/family/kak-pravilno-vospitat-rebenka-s-rozhdeniya-osobennosti-vospitaniya.html
  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/vospitanie-rebenka-do-goda.html
  • https://kpoxa.info/uxod-razvitie/vospitanie-rebenka-do-goda.html
  • https://detki.guru/vospitanie/vospitanie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html
  • https://www.YBurlan.ru/biblioteka/a4-kak-vospityvat-detej-pravilno-sovety-lyubyashchim-roditelyam

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию